создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Эвристическая образовательная среда

2015-2016 учебный год

факторы

Понимание важности и необходимости Эвристической образовательной среды здесь и сейчас.

Cовременный мир интенсивно и кардинально меняется в пределах одной жизни человека. Это важно осознать. Устои внутреннего мира человека приходят в противоречие с изменяющимся внешним миром и подвергаются переоценке. Традиционная система образования не перекрывает потребность всех поколений в способности к переменам и находится в глубоком кризисе. Поколения людей выпадают из своего времени и перестают понимать друг друга даже внутри одной семьи.

«Примитивные народы умели воспитывать своих мальчиков и девочек. Простая культура целиком влезала в одну голову, и в каждой голове были необходимые элементы этики и религии, а не только техническая информация. Культура была духовным и нравственным целым. Естественным примером этой цельности оставались отец с матерью. Сейчас они банкроты. Тинейджер, овладевший компьютером, считает себя намного умнее деда, пишущего авторучкой. Мир изменился, каждые пять лет он другой, и все старое сбрасывается с корабля современности. Растут миллиарды людей, для которых святыни, открывшиеся малограмотным пастухам, не стоят ломаного гроша». (Григорий Соломонович Померанц – философ, писатель)

Какими бы темпами ни прогрессировало человечество за сохранение авторитета святынь ответственно старшее поколение. Все поколения, получившие правильное образование, должны быть способны отвечать на вызовы современности. Правильно образованный человек соответствует своему времени во всём, остаётся всегда востребованным и самодостаточным на протяжении всей своей жизни.

 

Факторы
Краткое описание факторов, влияющих на развитие ЭОС

1. Эпоха

В развитии человеческой цивилизации произошли изменения эпохального значения, потребовавшие радикальных реформ всех структур общества, включая образование.

Во-первых, в 70-е годы 20 века произошел переход от индустриальной к информационной эре. Главным продуктом общественной деятельности стала информация - это самое значительное событие второй половины 20 века.

Во-вторых, согласно моей теории, нформационная эра является последней стадией развития патриархальной эпохи. В 21 веке произойдёт переход от патриархальной эпохи, к эпохе ребенка. Ее наступление возникнет в момент достижения тотального преобладания интеграционных процессов во всех сферах человеческого бытия.

В связи с этим, во первых, Эвристическая образовательная среда построена главным образом не на потреблении произведённой информации, приспособленной к рынку и идеологии, а на её потреблении в процессе её актуального производства. Во-вторых, Эвристическая образовательная среда является сплошной интегрированной средой.

2. Цивилизация

Современный мир сотрясают нерешённые цивилизационные проблемы. Неравномерное распределение планетарных ресурсов напрягает глобальную цивилизационную структуру и создаёт крупные и локальные конфликтные ситуации по всему миру. Существуют также ментальные цивилизационные противоречия, например, противопоставление Востока и Запада. Особенно это касается России, судьба и призвание которой быть на стыке двух мировых цивилизаций. От сдвигов этих цивилизационных тектонических пластов Россия испытывает на себе наибольшие потрясения. Россия сейчас изживает давление западной цивилизации, тяга к которой была приоритетной политикой династии Романовых.

В 16 веке произошёл глобальный системный надлом в развитии человеческой цивилизации, подвигнувший мировое сообщество людей к переоценке общечеловеческих ценностей. Возрожденческое осознание человеческого достоинства западной цивилизации выродилось в гордыню человеческого превосходства над природой и богом. Эта гордыня в полной мере проявилась в бесчеловечной колонизации Европой остальных материков. Тупик, в который постепенно загнало себя человеческое сообщество, обозначился в первой половине 20 века революционными потрясениями и мировыми войнами и ознаменовался взрывом атомной бомбы над Хиросимой. Мы еще в полной мере не исчерпали последствия коллизий, случившихся полтысячелетие назад.

Цивилизационные противоречия в настоящее время подвигают многие семьи к решению не только смены жительства, но и выбора места образования для своих детей. Этот фактор несомненно оказывает влияние на развитие Эвристической образовательной среды.

3. Государство

Политика (поли - множество, тикос - интерес) как социальная парадигма существует для государственного контроля установленного порядка распределения власти и собственности ради удовлетворения доминирующих интересов. Государство является формой политической организации человеческого общества, а политика, как внешняя, так и внутренняя - это скрытая война, которую государство ведёт снаружи против других государств и внутри против собственных оппозиционных сил.

Современный мир государственно ориентирован и построен на постулате, утверждающем, что только государство создаёт порядок в мире. Вопрос состоит лишь в том, какое именно государственное устройство или какая кратия (kratos - власть) создаёт больше или меньше порядка. Мировую историю, историю Европы, историю Руси и все остальные истории принято отсчитывать с момента возникновения в местах и регионах государственного устройства и/или письменности. До этого момента у народов никакой истории быть не может.

Для того, чтобы в данном регионе можно было начинать исторический отсчёт, у населяющих этот регион народов должно быть наличие признаков государственного устройства. Такие организационные устройства как, например, первобытнообщинный строй рассматриваются не историей, а археологией. В этом случае регион исследуется не как предмет политической (т.е. исторической), а как предмет культурной или даже физической географии. Доисторический регион, стало быть, есть природная зона, в которой бродят стада мамонтов, первобытные общины, неуправляемые и безграмотные толпы варваров и кочевников.

В генезисе истории понятия «государственность» и «письменность» неразделимы. Народ государства должен быть государственно просвещён и образован. Советский проект «ликбеза» (ликвидации безграмотности) был проектом не культурным, а политическим, объединяющим умы граждан единой государственной идеологией. Образование должно быть под полным контролем государства – таково требование контролируемого порядка. Я не склонен опровергать, оспаривать и подвергать сомнению этот тезис. Вопрос в другом. Современная образовательная система давно нуждается в коренной реформе. Почему же государство не предпринимает никаких даже малейших попыток реформировать образование?

Вопрос риторический. Для семей, заботящихся о развитии своих детей.

4. Социум

Социум - это человечество, человеческое общество, сообщество людей. Общество и государство - два разных неотождествляемых понятия. Они не совпадают ни по объему, ни по происхождению. Политизированное общество относится не к обществу, а к государству, например, гражданское общество. Противоречие между государством и обществом сводятся в конечном счёте к противоречию между политикой и моралью. Жан-Жак Руссо говорил, что в воспитании ребёнка «приходится выбирать одно из двух - создавать или человека, или гражданина».

... продолжение следует.

5. Экономика

6. Экология

7. Этнос

8. Культура

9. Религия

10. Образование

11. Школа

12. Образование вне школы

Всё больше семей решают проблему выбора школы для своих детей. Многие семьи решают дать современное образование своим детям без посещения школы или вместо школы.

К настоящему времени сложились различные формы освоения общеобразовательной программы вне школы: экстернат, самообразование, самостоятельное образование, семейное образование, домашнее образование, надомное обучение, заочное обучение, дистанционное образование, анскулинг и другие.

Все эти формы отличаются друг от друга степенью отрыва от школы в зависимости от количества посещений школы детьми или частоты прохождения промежуточных и итоговых аттестаций детей в школах.

Отрывая своих детей от школы, важно не нарушать закон об образовании. В России формы семейного образования и самообразования закреплены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». В Законе Республики Беларусь «Об образовании» образование может осуществляться «самостоятельно». Оформляется такое образование индивидуальным учебным планом. В 10-11 классах в России можно оформить самообразование, в Беларуси – экстернат.

Наиболее свободной формой образования вне школы является «анскулинг» (дословный перевод – «не обучение в школе»). Русского термина для этого нет. В анскулинге считается необязательным следование школьной программе. Он предполагает возможность сдачи экзаменов сразу за весь школьный курс для получения аттестата зрелости.

Анскулинг в России официально не разрешён, тем не менее есть немало семей, о существовании детей в которых школа узнаёт только при их оформлении на сдачу выпускных экзаменов.Государство терпить анскулинг в силу его единичного проявления.

Концепция Эвристической образовательной среды разработана в 1983 году. С тех пор было сделано немало безуспешных попыток различного внедрения технологий ЭОС в существующие структуры образования. Безуспешных для школы, потому что школа боится реформ - «не вливают также вина молодого в мехи ветхие» (Мф. 9:17). ЭОС имеет иную, отличающуюся от школьного учебного плана организацию учебного процесса.

На сегодняшний день можно констатировать, что чиновничья Россия и ее система образования не готовы к переменам и инновациям, которых требуют современный уровень развития цивилизации, продвинутая семья и современный ребенок. Развитие ЭОС пока идёт параллельно школе, опираясь на потребность, веру и волю семей, не желающих мириться с существующей системой образования.

13. Семья

14. Личность

15. Развитие человека

 

Тимофеич

Примечание: страница находится в режиме наполнения и редактирования.

ЭОС в Минске

  • учащиеся
  • учителя
  • ресурсы
  • факторы

Организация занятий