Эвристическая образовательная среда
2014-2015 учебный год
учителя
Понимание места и роли учителя в новом образовательном процессе, где классно-урочно-предметная система традиционной школы преобразована в Эвристическую образовательную среду. В Эвристической образовательной среде «урок» трактуется как «Логос Движения» в соответствии со вторым параметром нового образования.
В четырёх типах образовательных пространств Эвристической образовательной среды осуществляются 4 вида контактов с разными динамиками и вниманиями - сталкер, эвристик, тьютор и учащийся. Это и есть учительские функции ЭОС. Пятый тип контакта с функцией инструктора ЭОС связан с фрагментарным сохранением классно-урочно-предметной системы на этапе становления Эвристической образовательной среды.
Предполагается проведение учительских семинаров и мастер-классов. Открыты вакансии для учителей ЭОС.
Список учителей
Учителя ЭОС
1. Сталкер
Самостоятельный выбор учебных заданий в рамках индивидуального плана и творческий характер их выполнения создаёт высокую степень неопределённости, с которой учащийся самостоятельно может не справиться. Тогда он обращается за помощью к сталкеру - проводнику, помощнику и другу. К роли сталкера ближе всего подходит детский психолог. Он помогает учащемуся отыскать ресурсы и способы выполнения учебных заданий, создаёт и поддерживает благоприятную эмоционально-душевную атмосферу и настраивает его на эффективную и результативную образовательную деятельность.
2. Эвристик
Учащиеся под руководством эвристиков создают статичную и динамическую образовательную метазадачную среду. Эвристик театрализует образовательную среду и деятельность в ней. К роли эвристика больше подходят сценограф и драматург. Сценограф создаёт статичную среду в виде декораций. Он берёт бербальные тексты, формулы, таблицы и схемы из учебников и преобразует их в зрелищное интерьерное и экстерьерное пространство школьного здания. Он как бы выворачивает наизнанку учебники и разворачивает их в средовое пространство. Драматург создаёт зрелищную динамическую среду учебной деятельности, поведений и ситуаций. Сценограф работает по проекту, драматург - по сценарию в рамках текущих метазадач. Создаётся новая образовательная методология и дидактика, новая архитектура и новый дизайн образовательных технологий, материалов и средств.
3. Тьютор
Тьютор - специалист в определённых областях знаний. Это больше, чем учитель-предметник, поскольку он не ограничен рамками учебного плана и Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Он работает в рамках метазадачной среды ЭОС, в которой ведётся учёт и контроль образовательного содержания, включая госстандарт. Тьютор участвует в разработки технологий и методологии ЭОС, передаёт знания и умения учащимся, и контролирует качество выполненных учебных заданий.
4. Инструктор
Инструктор контролирует качество выполняемых учебных заданий. Он работает по традиционной технологии классно-урочно-предметной системы образования, где происходит натаскивание учащихся в каком-либо учебном предмете. В Эвристической образовательной среде он проводит тренинги, упражняет и тренирует, вырабатывает у учащихся умения и навык. Основные инструменты инструктора - свисток и секундомер. Роль инструктора важна в период становления ЭОС и в адаптации новых учащихся к технологииям ЭОС.
5. Учащийся
Учащийся - основной учитель в Эвристической образовательной среде и единственный учитель в идеальной Эвристической образовательной среде. В идеальной Эвристической образовательной среде учителя будут не нужны. Все функции учителей возьмёт на себя каждый учащийся. Это станет возможным, когда человек будет учится в Эвристической образовательной среде на протяжении всей своей жизни. Векторы учительских усилий у учащегося направлены в разные стороны - вовне, обучая других, и внутрь на самообразование.
Примечание: страница находится в режиме наполнения и редактирования.