создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Учитель ЭОС

Периодически проводятся педагогические практикумы по технологиям ЭОС.

В соответствии с концепцией в Эвристической образовательной среде (ЭОС) осуществляются 5 видов контактов, четыре из которых определяют понятие «учитель», с функциями сталкера, тьютера, инструктора и эвристика, а пятое характеризует понятие «учащийся», причем эти понятия распространяются на всех, участвующих в эвристическом учебном процессе.

Почему в ЭОС пять видов учителей? Потому что ЭОС не является классно-урочно-предметной системой образования.

Нынешняя система образования построена на классно-урочно-предметной системе. В ней один учитель-предметник ведёт одночасовой урок для одного коллектива класса. Деятельность учителя-предметника опирается на Федеральный базисный учебный план, являющийся нормативным правовым актом. Учебный план устанавливает перечень учебных предметов и объём учебного времени по ступеням и учебным годам.

В ЭОС нет классно-урочно-предметной системы. Весь коллектив учащихся ЭОС делится и управляется не по классам, а по иному организационному пространственно-временному принципу, основанному на метазадачах с применением технологии эвристического моделирования. Метазадача интегрирует неисчерпаемое множество предметов на основе технологии квантификации знаний. О технологиях ЭОС отдельный разговор. Здесь речь идёт об учителях.

Первый и самый главный вид учителя ЭОС – это сам учащийся.

Он выполняет функции всех пяти учителей, обучая других и обучаясь сам.

Второй вид учителя ЭОС – сталкер.

Сталкеры ближе всего к современным профессиям возрастного психолога и социолога. Область их знаний – развивающийся человек в развивающемся обществе и в развивающейся среде. Основная задача сталкеров предоставить учащемуся любую помощь по его прямому или неявному запросу. Сталкеры не назначаются и не навязываются учащимся. Сталкеров выбирают сами учащиеся. Учащийся может иметь постоянного сталкера, может бесконечно менять сталкеров или не иметь их вовсе. Любой из пяти видов учителей может выполнять роль сталкера, если того пожелает учащийся. Если сталкер продолжительное время оказывается невостребованным, он перестаёт быть сталкером.

Третий вид учителя ЭОС – эвристик.

Эвристик является создателем статичной и динамичной Эвристической образовательной среды. Эвристики статичной среды ближе всего к современным профессиям архитектора, дизайнера, сценографа, инфографика, инсталлятора, иллюстратора и т.п. Эвристики динамичной среды ближе всего к современным профессиям постановщика спектаклей, перформансов, хэппенингов и др., драматурга, сценариста, режиссёра, кукловода, акциониста и т.п. Эвристики - создатели и хранители особой атмосферы, творческой, исследовательской, предельно живой, максимально соответствующей характеру и духу той или иной учебной деятельности. Эвристик создаёт среду исключительно в образовательном процессе совместно со всеми учащимися и учителями.

Четвёртый вид учителя ЭОС – тьютор.

Тьюторы – это предметники, эксперты, знатоки, профессионалы, специалисты различных областей знаний. Они транслируют и передают свои знания учащимся, тестируют и консультируют учащихся, рецензируют и оценивают результаты учебных работ, разрабатывают методики, учебные пособия и учебники, дидактические материалы игры и задания. Тьюторы могут привлекаться к образовательному процессу ЭОС эпизодически по мере их востребованности или дистанционно.

Пятый вид учителя ЭОС – инструктор.

Инструкторы ближе всего к современным профессиям в областях производства, ремесла, прикладной деятельности, искусства, иностранных языков, спорта, музыки и многих других. Инструкторы нужны там, где требуется наработать навык. Особая разновидность инструкторов ЭОС для дошкольников и младших школьников. Эти дети группируются в постоянные коллективы с одним постоянным учителем-инструктором. Инструкторы для них сочетают в себе также функции сталкеров, тьюторов и эвристиков.

Для учителей ЭОС требуется специальная типология архитектуры зданий и сооружений. Она кардинально отличается от типологии нынешних школ с делением на классы и рекреации. Учителя ЭОС осуществляют свою деятельность в четырёх типах архитектурных пространств: атриумных, трансляционных, микрокоммуникационных и индивидуальных. Соответственно с этим делением отношения учителей и учащихся в этих пространствах определяются как четыре типа вниманий, произвольность которых развивается от атриумных к индивидуальным пространствам. 

Деятельность каждого вида учителя соотносится с определённым типом пространств ЭОС. Основным пространством для эвристиков являются атриумные пространства, для тьюторов – трансляционные, для инструкторов – микрокоммуникационные, для сталкеров и учащихся – все типы пространств. Индивидуальные пространства предназначены для всех учителей ЭОС.

 

Семинары учителей Эвристической образовательной среды

В ЭОС периодически функционируют педагогические семинары различной направленности, выполняющие эвристические и трансляционные функции в соответствии с концепцией Эвристической Образовательной Среды.

В связи с тем, что Эвристическая образовательная среда является органической системой и может быть выращена постадийно и целостно при определенных условиях, задача семинаров учителей включает также повышение квалификации учителей традиционного образования в творческих и эвристических аспектах технологий Эвристической образовательной среды.