проект эвристического города - обучение детей и взрослых - проектирование жилого дома - метафизика и мировоззрение - алхимия тай цзи

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Архитектурное определение двери

«Се, стою у двери и стучу» (Откровение Иоанна Богослова /Апокалипсис/ 3:20)

Проходя неисчислимое количество раз сквозь всевозможные двери, мы перестаем чувствовать тело и пространство двери. Контактируя со многими вещами, мы становимся пользователями и тупим наши чувства по отношению к вещам. Все, что нас окружает, сотворено, вызвано, напитано и хранимо силами. Архитектор и дизайнер, создавая искусственную среду и мир вещей, должен знать причину происхождения вещей. Если мы будем относиться к вещам как просто к вещам, также мы будем относиться и к себе самому. И вещи ответят нам тем же.

Переход через дверь есть испытание. Такой переход не может быть простой сменой внутренних и внешних пространств. «Снаружи - это другое внутри» - говорил Ле Корбюзье. Если человек не переживает всю остроту такой перемены, находясь в обволакивающей пелене повседневности, то это сигнал потери контакта со своим внутренним миром и с самим собой в самом сокровенном смысле. Человек не должен утрачивать чувства смены своих состояний. То, что обозначает такую смену, требует от человека мужества отказа от самого себя или дает ему ценность обретения себя.

Мгновение, переносящее человека из прошлого в будущее, неуловимо и безвозвратно крадет у него возможность перемен, делающую человека Человеком. Это самый доступный опыт, но им невероятно трудно воспользоваться. Концентрированным выражением смены состояний является смерть или рождение. Опыт такого перехода есть самый первый и самый последний опыт человека на Земле. Между этими двумя опытами всякий раз мы проводим опыт провождения себя через дверь и ничему не учимся.

Варшава. Двери храма. Фото Тимофеича.

Варшава. Двери костела Божьей Матери Милосердной. Фото Тимофеича.

Эвристическое проектирование двери учитывает все важные аспекты феномена двери, которые упускаются в нормативном, рациональном и тому подобном проектировании. Понимание феномена двери связано с понятием метафизического объема двери, который вовлекает в проектирование драматургию жизни, существования и существа человека. Это и есть главная задача архитектуры - стать адекватной человеку, его целям, запросам, устремлениям вплоть до реализации Предназначения Человека.

В эвристическом проектировании дверь рассматривается как устройство входа и выхода, как переход между пространствами и как драматургия перехода.

Дверь как устройство входа и выхода представляет собой подвижную конструкцию, ограждающую пространство с целью ограничения доступа к нему и снабженную элементами защиты пространства от внешних угроз и неблагоприятных воздействий. Здесь в основном решаются инженерно-технические, конструктивные, технологические, эргономические, дизайнерские и тому подобные задачи.

Разнообразие дверей зависит от качеств связываемых ими пространств: ворота, врата, калитка, дверца, тамбур, шлюз, люк, затвор, турникет, пендельтюр, рольставни, шлагбаум, ширма, завеса, мембрана, велум, створа, портьера, занавес и т.д. Непосредственно проектированием дверей занимаются дизайнеры. Архитекторы проектируют двери для связей и переходов между пространствами. Между архитектурой и дизайном дверей нет границ. В проектировании дверей архитекторы добираются до разработки дверных ручек, а дизайнеры стараются продумывать дверное пространство.

Дверь как переход между пространствами связывает между собой смежные, примыкающие друг к другу и сходящиеся к общему месту пространства. Необходимость расстановки дверей в разных точках пространств обусловлена функциональным, эстетическим, коммуникативным, социальным и другим назначением архитектуры. Городские ворота формировали планировочную структуру старинных городов, стягивая к себе улицы и дороги.

Дверь, связующая пространства, сама является своеобразным пространством. Пространство двери в основном ограничено размерами дверной коробки и размерами дверного проема. В случае, например, тамбура или поставленных вплотную друг к другу нескольких дверей пространство двери увеличивается. Возникает понятие входной группы, представляющее собой объемное архитектурное сооружение, которое расширяет дверное пространство, обеспечивая функциональную, имиджевую, эстетическую и другие функции.

Распахивающиеся одна за другой двери анфилады комнат, которую насквозь проходит королевская свита, можно объединить понятием одной двери, ритмично растянутое пространство которого придает шествию торжественность. Закрытый туннель, который надо не останавливаясь пройти от начала до конца, можно назвать своеобразным дверным пространством. Лабиринт, снабженный множеством тупиков, поворотов и дверей, можно также представить как сложное дверное пространство.

Дверное пространство является проходным, пропускным, динамическим. В момент его прохождения дверь или дверная система приходит в движение. «Не шагает, а ходит». «В сенях ходит, да в избу не заходит». «Ходит без ног, держит без рук». Это всё про дверь.

Когда я учился в МАРХИ, один препод поведал мне свою встречу с неким итальянским архитектором. На вопрос препода, как вы понимаете архитектуру, тот подошел к двери, распахнул ее и затем сильно захлопнул ее. Дверь стремительно закрылась, но не до конца. В самом конце она резко остановилась, а потом мягко, бесшумно и плотно дошла до конца. Затем итальянец пояснил, что архитектура должна быть комфортной.

Возможно, дверь стала технологичной, эргономичной и совершенной, но лучше ли стало от этого человеку. Хлопающиеся, скрипящие, живущие своей жизнью двери уходят из человеческой жизни, уступая место комфорту и унося с собой многое из того, что мы относим к иррациональности бытия.

Mihai Criste. «Soul in Slow Stage».

Тимофеич

Страница находится в режиме наполнения и редактирования ...