создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование жилого дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Неживое в живом

Экология архитектуры и дизайна

Есть какой-то большой смысл покрывания поверхности земной планеты городами, и другой большой смысл жизни человека в городской среде. Это один и тот же смысл, однако, на деле этот смысл распадается, превращаясь в противоречивые целесообразности, вследствие чего урбанизация планеты носит стихийный характер. Это порождает проблемы планетарного масштаба и вызывает катаклизмы, разрушительно действующие на жизнь каждого человека.

Ночная Европа. Мы живём в часовых поясах, поэтому светом залита вечерняя часть Европы.
Россия справа в большинстве уже легла спать и погасила свет. Световая волна скользит по телу планеты.

Какова суть городов, которые человечество с необычайным размахом воздвигает на теле планеты Земля. Что двигает человечеством в этом неуёмном строительстве, и каким образом выбирается именно такой характер и такие способы и формы создания городов?

Человечество сооружает города в соответствии с той же задачей, какую решает биологическая природа при создании и совершенствовании организмов. Тем не менее, очевидно, что биологическая природа делает это гораздо разумнее, гармоничнее и живее.

Архитектурное сооружение колонии африканских термитов. К. Эшерих. 1910 г. В термитниках поддерживается
автономная и живая среда, которая оперативно реагирует на изменения внутренних и внешних условий. Справа -
внешний вид термитника macrotermes bellicosus с характерными башнями-трубами, слева - термитник в разрезе.

Жизнь, случившаяся на планете Земля, тщательно строит на ней свою сферу. На определённом уровне эволюции жизнь переложила на руки человека задачу своего дальнейшего укрепления в этом мире. Вместо того, чтобы продолжить превращение планеты в цельный, совершенный и сбалансированный организм, человечество принялось нещадно эксплуатировать и потреблять то, что с невероятными усилиями и стараниями создавалось в течение миллиардов лет. Ничего не случается просто так, и каждое деяние отягощено соответствующим грузом ответственности.

Власти города Монца в окрестностях Милана, опираясь на «Европейскую конвенцию по защите домашних животных», приняли закон «О защите домашних животных», в котором есть статья о запрете круглых аквариумов. Гнутое стекло аквариумов искажает восприятие окружающего мира, и это не гуманно по отношению к рыбкам.

Этот факт кажется курьёзным, но здесь есть один очень важный аспект. Построение окружающей среды из неорганического материала для живого мира должно быть предельно органично. Неживое не должно убивать, нарушать или ограничивать живое.

На сегодняшний день нет ясного понимания того, как архитектурные пространства и городская среда влияют на правильное развитие социума, на качество жизни, здоровье и психику людей, на формирование сознания и образа жизни каждого человека. Экология – наука о взаимодействии живой и неживой природы, охватывающая все сферы деятельности человека, распространилась также на архитектуру, где рассматриваются вопросы экологической топологии. Поскольку экология в наше время выродилась в науку о защите окружающей среды, также архитектурная экология свелась в основном к озеленению архитектурных объектов и оснащению их возобновляемыми источниками энергии.

Вертикальная деревня французской архитектурной студии Brenac+Gonzalez.

В современной тенденции развития архитектуры можно заметить некую экологическую несуразицу. Вначале человечество построило себе искусственную среду сплошь из неживого материала, затем принялось эту голую неживую среду опять же искусственно оживлять посредством насильственного насаждения живой природы в искусственную. Если внимательно рассмотреть как развивалась живая природа, то можно увидеть, что она делала всё наоборот: внедряла неживую материю внутрь живой посредством органического выращивания.

С момента своего возникновения на планете Земля живое всякий раз трансформировало и использовало неживую материю для повышения своей жизнеспособности. Чтобы оживить сказочного персонажа, нужно было окропить его не только живой, но и мёртвой водой.

Карта №14 «Умеренность» Великой Арканы Таро из колоды «Леонардо да Винчи»,
созданной болгарскими художниками Я.Чизлевым и А.Атанассовым.
Карта «Умеренность» символизирует торжество человеческого начала.
Египетское название карты: «Два сосуда». В сосудах живая и мёртвая вода.

Любой организм - биологический и социальный, объединяет в себе жизнь и смерть. В этом лежит глубокое понимание экологии, в том числе экологической архитектуры.

Живое расширяется с помощью неживого, опираясь на него. Самые ранние расширения живого на планете были связаны с неживыми молекулами на основе углеродного скелета. Соединения углерода составляют основу земной жизни из-за способности углерода образовывать полимерные макромолекулярные цепочки.

Ленточная модель полной 70S рибосомы.

В процессе добиологической эволюции около четырёх миллиардов лет назад был создан так называемый «Мир РНК», состоящий из макромолекул рибонуклеиновой кислоты. Этот мир РНК является последним звеном, венцом химической эволюции. Он считается неживым миром, который затем по неизвестной причине вдруг ожил, и три с половиной миллиарда лет назад на Земле возникла жизнь. С возникновением жизни (абиогенезом) наука связывает процесс некоего превращения неживой природы в живую. Возможность такого превращения остаётся для науки загадкой по сей день.

Я считаю, что жизнь на Земле не возникала и не превращалась. Она существовала всегда. Жизнь является неотъемлемым атрибутом Земли или, наоборот, Земля есть существенный и отличительный атрибут Жизни. Планета Земля летит в пространстве между Солнцем и Вселенной, находящемся в определённом соотношении космических сил. Такое соотношение сил является своеобразным порталом, через который в этот мир истекает сила Жизни. Земная планета служит определённой твердью для закрепления на ней форм жизни в нашем мире.

Необходим иной взгляд на неживой макромолекулярный мир, чтобы разглядеть внутри него дух жизни. То, что наука связывает с возникновением жизни, является на самом деле возникновением смерти. Точнее проявлением или актуализацией её явных признаков. Смерть является одной из форм жизни и связана с феноменом времени. Живое, индивидуализируя свои формы, вынуждено отмерять время. Ещё на этапе предбиологической эволюции наука пытается проследить зачатки процесса индивидуализации в пространственном фазовом обособлении неорганических систем от окружающей среды. Например, гипотетическая теория коацерватных капель биохимика Александра Опарина. В процессе биологической эволюции живой организм постепенно развил индивидуальность и заплатил за это строго отмеренным временем своей жизни между рождением и смертью.

Полмиллиарда лет назад согласно современному научному воззрению наступила явная эра живого, именуемая фанерозоем от слов «фанерос» – «явный», «зоэ» – «жизнь». Фанерозой начинается с кембрийского периода. На заре этого периода случился так называемый «кембрийский взрыв», положивший начало разнообразию жизни на Земле. В этот период живое стало внедрять в свой организм неживую материю – кость. Был создан костный скелет – опора, давшая возможность организмам закрепить объём, пространство и пропорции, защитить организм и придать ему большую устойчивость и динамику.

Вначале это был внешний скелет. Он покрывал организм снаружи в виде панциря, раковины и игл. Затем живое вырастило скелет внутри организма. Внедрение неживой материи внутрь живого имело последствия, должным образом неоценённые по сей день.

Надо сказать, что кость - не совсем неживая материя. В кости находится 70% минеральной составляющей. Остальные 30% - органическое белковое вещество коллаген. Кристаллы минеральной соли откладываются вдоль волокон коллагена, создавая прочную костную массу. Аналогом такой конструкции в архитектуре может служить железобетонная балка или плита, где железная арматура внутри бетонной массы обеспечивает прочность и эластичность конструкции.

Подражанием природным формам занимается архитектурная и дизайнерская бионика.

Ячеистая костная структура третьего поясничного позвонка.

Конкурсный проект жилого и коммерческого комплекса в Машхаде в Иране.
В своей идее авторы оттолкнулись от ячеистой структуры кости.

Но это внешнее формальное подражание. Надо смотреть глубже. Живая природа, используя неорганическую материю, строит пространственные структуры по законам так называемых чисел ряда Фибоначчи, ряда Люка и других «живых рядов». Эти числа отбивают пульс живой энергии, преодолевающей косную материю. Несмотря на то, что Фибоначчи построил свой ряд из неживых метрических рациональных чисел, отношения этих чисел являются иррациональными, живыми.

Экологическая архитектура должна строиться так, как это делает живая материя. Именно так и поступили архитекторы Древней Греции, создав не имеющую аналогов в общечеловеческой культуре и цивилизации, непревзойдённую по сей день композиционно-тектоническую ордерную систему форм и пространств, подчинённую живым числам.

Пропорциональные отношения архитектурного пространства должны брать начало в пропорциях человеческого тела и распространяться вовне в соответствии с ритмом жизни и деятельности человека, характером его движения в пространстве, законами восприятия форм внешнего мира, социокультурными организующими принципами. Руководствуясь этим, греки тщательно проанализировали, измерили, гармонически выверили архитектурные формы и пространства и создали совершенную композиционную ордерную систему.

Классическая ордерная система архитектуры Древней Греции.
В правом верхнем углу на метопе изображён череп быка - пропорциональная система живой природы.
Слева - пропорциональные отношения архитектурных деталей ордера, выраженные числами Фибоначчи.
В левом нижнем углу строители придают материалам соответствующие размеры для того,
чтобы в полную силу зазвучала живая гармония форм и пространств.

Квинтэссенцией ордерной системы является доведение до совершенства архитектурных форм и пространств посредством энтазиса, курватуры, коррекции интерколумния, перспективных иллюзий, игры света, равновесия контрастов, упругости кривизны обломов, визуализации тектонических закономерностей и многих других приемов, учитывающих энергетику формообразования и пространственного структурирования.

В наше время использование чисел Фибоначчи в архитектуре предлагал архитектор Ле Корбюзье в разработанной им в 1948 году пропорциональной системе Модулор. Корбюзье двигали поиски линейных измерителей в архитектуре, подобных системе записи музыкальных гармоний и основанных на пропорциях человека. Создание Модулора было продиктовано требованием стандартизации строительных элементов, производимых индустриальными методами, однако он так и не был применён. Проблема человеческой соразмерности в архитектуре не решена по сей день. Архитектурная среда продолжает строиться в метрической системе, противоречащей той системе мер, по которой природой был создан человек.

«Человек есть мера всех вещей» - формула, известная со времён софиста Протагора. В старину строили, основываясь на линейных размерах человеческого тела. Меры так и назывались: палец или дюйм, стопа или фут, пядь, вершок, аршин, локоть, сажень, шаг и т.д. Соотношения между этими мерами заряжены энергиями, способными оказывать значительное воздействие на человека, на его внутренний мир и на его сознание.

Ярчайшим примером такого строительства с тщательно продуманной пропорциональной системой служит Храм Вознесения Господня в Коломенском. Этот храм был создан в качестве концептуального сооружения, архитектурной программы и эталонной матрицы для сооружений Московской империи, создаваемой на обломках распадающейся империи Тартарии. Вероломное убийство последнего царя Московской империи пресекло эти фундаментальные начинания и ввергло империю в пучину хаоса, продолжающегося по сей день.

Храм Вознесения Господня в Коломенском (1528—1532). Фото Тимофеича.

Французский философ Анри Бергсон считал, что жизнь реализовала два сценария своего развития: первый по линии развития инстинкта, второй – интеллекта. Наивысшим достижением развития живого по линии инстинкта считаются перепончатокрылые насекомые (пчёлы, муравьи). Венцом развития живого по линии интеллекта стал человек. У насекомых скелет снаружи, у человека – внутри. Экзоскелет насекомых образован мёртвой неклеточной структурой кутикулой, которая может быть мягкой и тонкой, а может быть очень прочной и плотной.

Скелет человека состоит из туловища и конечностей. В соответствии с алхимическими воззрениями туловище состоит из трёх энергетических ёмкостей (энергии Земли, Человека и Неба), расположенных на трёх энергетических уровнях вдоль линии гравитации: Земля соответствует животу, Человек – груди, Небо - голове. У насекомых, принадлежащих к типу членистоногих, аналогичная энергетическая структура. В трёх энергетических ёмкостях человеческого тела кости устроены по-разному. В животе твёрдые кости расположены внутри, а мягкая плоть - снаружи, в голове – всё наоборот, в груди - вперемежку.

Каждая энергетическая ёмкость получает своё питание (зелёные стрелки). Живот питается пищей и водой, грудь получает воздух, голова принимает информацию. Каждая энергетическая ёмкость по-разному выводит энергию наружу (красные стрелки). У живота энергетическим орудием являются ноги, у груди - руки, у головы - язык, орудующий информацией.

Мы живём в мире трёх перпендикуляров. Это не просто пространственная геометрия. Это единство трёх абсолютно разных и противоположных сущностей, энергий и сил.

Крест-распятие.

Три перпендикуляра человеческого тела составляют крест. По ним человек распят в этом мире. Символ распятия отражает таинство пребывания человека в этом мире. Ноги – орудия живота расположены по вертикали и вытянуты вдоль гравитационных сил Земли. Руки – орудия груди расположены вдоль второго перпендикуляра и вытянуты вдоль электромагнитных сил Земли. Эти силы создают Солнце и Луна, которые вращают Землю. Они изображены на концах горизонтальной перекладины креста. Язык – орудие головы направлен на нас вдоль третьего перпендикуляра. По этому перпендикуляру идёт на нас информация о вине Христа, назвавшего себя царём, за что он взошёл на Голгофу. Под крестом мы видим череп Адама – прародителя человечества. Это символ пространственно-временных возможностей и ограничений человека, приобретённых во времена кембрийского взрыва. У подножия на косой перекладине изображается град земной – опора человечества на Земле.

В Ваджраяне существуют парные изображения бесскелетной плоти и скелета, демонстрирующие двойственность энергетических телесных организаций. Символ бесскелетной плоти говорит нам о страстях и желаниях человека. Человек пылает желаниями, однако без скелетной опоры он бессилен. Он хочет, но не может. Символ скелета говорит нам о безграничных возможностях человека, однако без плоти у него нет желания что-либо делать. Человек может, но не хочет. То же противопоставление желаний и возможностей человека мы видим в мягком высунутом языке бесскелетной плоти и в твёрдом репродуктивном органе скелета. Только соединив вместе скелет и плоть, человек и хочет, и может. Двойственность устраняется, и человек обретает умеренность, пропорциональную меру, равновесие сил.

В Ваджраяне есть медитации со скелетами и черепами. Следуя практике Ваджраяны, сербская художница Марина Абрамович в своём перформансе «Обнажённая со скелетом» напоминает нам о наличии в нашем теле неживой материи. Художница лежит с расположенным сверху на её теле скелетом, и когда она начинает медленно дышать, скелет оживает и приходит вместе с ней в движение. Через непосредственное осязание своей кожей скелета обретается понимание сущности смерти. Марина Абрамович: «Находиться так близко от скелета, мыть его, носить его, дышать сквозь него, смотреть на него».

Но разве не это мы делаем всю свою жизнь?

Энергетическая структура конечностей тождественна энергетической структуре туловища (энергии Земли, Человека и Неба), что отражено в структуре костей конечностей. Одна плечевая и бедренная кость соответствует Земле. Костное разветвление предплечья и голени соответствует Человеку и соотносится с рёберным разветвлением груди. Совокупность костей кисти и стопы соответствует Небу и предназначена хватать и заключать внутрь себя предметы, также как череп заключает внутри себя мозг и органы чувств. В согнутых под прямым углом локтях и коленях мы получим два перпендикуляра. Третий перпендикуляр при правильном расположении предплечий и голеней человек будет держать в кистях и стопах.

Конечности изначально были созданы как динамические опорные орудия организма, перенося его тело в пространстве и увеличивая тем самым ареал его насыщения питательной энергией. Синхронизация сложных движений конечностей способствовала образованию и развитию головного мозга. Туловище посредством костной структуры приобрело постоянный размер и пропорции. Это дало организму систему пространственного отсчёта. Создав конечности, организм раздвинул своё пространство. С динамическим пульсирующим характером такого пространства в организме возникла система отсчёта времени.

Возникновение около 540 миллионов лет назад скелетной системы способствовало пространственному расширению организма. Затем, когда 375 миллионов лет назад начали образовываться конечности, организм получил расширение временное. Строя жилища и города, человек продолжил пространственное расширение туловища за его пределы. Создавая предметный мир, человек продолжил пространственное расширение конечностей, посредством преобразования времени. Таким образом, архитектура является продолжением туловища человека, поэтому архитектура работает с пространством. Предметный мир является продолжением конечностей, поэтому дизайн работает со временем.

Как это понимать?

Из рук, сложенных в виде чаши можно пить или что-нибудь в них насыпать. Но это временное действие. Попив воду из рук, их нужно затем освободить. Но тогда не будет чаши. Чтобы иметь постоянные руки для питья, их нужно, что называется, оторвать от рук, опредметить. Временное превращается в постоянное, время преобразовывается в пространство.

Далее такие опредмеченные руки эволюционируют в виде разнообразных чаш, сосудов, ёмкостей. К чашам приделываются различных форм ручки кружек, вёдер, самоваров, носики чайников и леек, опоры бокалов и баков в водонапорных башнях, колёса железнодорожных цистерн и прочее. Чаши модифицируются в бутылки, шприцы, карманы пальто, чемоданы, ковши экскаваторов, водопроводные трубы, ленты транспортёров, гигантские искусственные водохранилища и многое другое - бесконечное разнообразие ёмкостей. Так возникает огромный мир предметов, в основе которых лежат сложенные вместе руки.

Происхождение любых предметов идёт от человеческого тела и конечностей, посредством преобразования времени в пространство. Вот почему дизайн является искусством времени.

Стопы, как и кисти, также предназначены захватывать предметы. Стоящий на земле человек «захватывает» под своими стопами кусочек земли, на который он опирается. Если такую опору поднять на высоту человеческих коленей, то можно опереться на неё пятой точкой. Так возникает такой предмет как стул. Стул – это кусочек земли, поднятый на высоту человеческих коленей для передачи опоры с ног на тело. Стул отстраняет ноги от опорной функции. Происхождение стула идёт от кусочка земли или пола под стопой.

Далее к стулу приделывается спинка, подлокотники, модифицируются ножки и т.д. Возникает многочисленный класс предметов на основе простейшего стула. Кресла, диваны, скамейки, табуреты, унитазы, сёдла, шезлонги, кровати и прочее.

Развитие стула также как и любых других предметов функционально ориентированно в сторону экономии усилий и увеличения комфорта. В дизайне существует раздел эргономики, заботой которого является совершенствование системы «человек - искусственная среда» и повышение её эффективности. Эргономика исследует анатомию и кинетику человеческого тела в целях оптимизации его движения и энергетических затрат. Эргономичное кресло должно обволакивать тело человека, создавая ему максимум удобства. В результате мы видим, что подвижность тела сидящего в кресле человека сводится к минимуму.

Рекламная фотография с гордостью демонстрирует эргономичное кресло со спинкой, облегающей позвоночник.
Люди имеют нездоровые позвоночники вследствие нарушенной энергетики конечностей при неправильной ходьбе.
Нездоровые позвоночники приобретаются также из-за неодинакового развития моторных навыков между левой и
правой руками. Амбидекстры - люди, одинаково владеющие обеими руками, встречаются редко.
Коректирующие корсеты, бандажи, эргономичные спинки кресел не решают проблему нездорового позвоночника.

Поскольку человек проводит значительную часть своей жизни на стуле с фиксированной высотой, то сидящая поза стала основной конфигурацией человеческого тела, которой подчинена вся анатомия и физиология человека. Современный человек – человек сидящий (Homo sedentis).

Когда Господь создавал человека, он не предусматривал того, что пятая точка будет главенствующей опорой тела. Современный человек кушает, отдыхает, празднует, работает, и даже передвигается преимущественно сидя. При этом сидячего удобного положения не существует. Затекает спина, деревенеет шея, немеют ноги, искривляется позвоночник, нарушается кровообращение брюшной полости и прочее. Век информации усугубил тенденцию устранения ног в качестве опорных орудий. В результате человек теряет связь с Землей, питающей тело жизненной энергией.

Аллегорический скелет современного человека (Homo sedentis - человек сидящий).

Раньше человек жил в естественной природе, где ему приходилось много двигаться, приседать, наклоняться, лазить, ползать и делать множество других движений. Тело человека, лишенное большого разнообразия движений, теряет свой потенциал и накапливает болезни.

Тело современного человека в основном существует в рамках, заданных размерами мебели. Эти размеры тщательно отмерены в соответствии с усредненными пропорциями человеческого тела. Всё это должно было бы хорошо согласовываться с пропорциями ряда «живых чисел», если бы этот ряд был непрерывным, а не выборочным. Выбор размеров мебели осуществляется не в соответствии с фактором времени, заключённым в конечностях тела, как это должно быть, а с фактором пространства, где размеры сняты с фиксированных частей конечностей. Отсюда ассортимент размеров мебели катастрофически скуден. Усилия эргономики должны быть направлены не на увеличение комфорта обездвиженного тела, а на обеспечение активности человека, кинетического разнообразия его жизни и деятельности. Экология архитектуры и дизайна, стало быть, зависит от экологии образа жизни человека.

Создав техноориентированную предметно-пространственную среду, человек подчинил себя ей, отдал ей приоритет, вывел себя из процесса глобальной эволюции живого в угоду этой среде. Культура, образование и даже экология стали техногенными. Неживое начинает довлеть над живым. Уже становится очевидным, что эта дорога в тупик. Технические возможности человека стали слишком велики. Всё это напоминает историю с Вавилонской башней. Это стало уже далеко не проблемой архитектуры и дизайна, поскольку надо что-то делать с головами людей, с коллективным разумом, с глобальным сознанием человечества. Искажение стратегического развития человеческой цивилизации происходит не из-за неправильно поставленных глобальных целей, а из-за отсутствия понимания изначального смысла, фундаментальных основ бытия, жизни. Ускорение прогресса стало неуправляемым, и машину человечества безнадёжно заносит на крутом вираже.

Природа, создавая конечности, старалась придать организму максимальную подвижность. Человек значительно увеличил динамику своей жизнедеятельности, преобразовав временной аспект конечностей в предметно-пространственный мир искусственной среды. В стремлении перенести динамику своего тела на техническую среду мы не должны забывать того, ради чего были созданы конечности.

Самые подвижные точки человеческого тела - локти и колени. В них рождается импульс телесного движения. Импульсы локтей и коленей создают разный энергетический эффект. Колени управляют энергией Земли и Неба. Локти трансмутируют энергию Солнца и Луны. Например, известный танец тарантелла был разработан алхимиками для нейтрализации в теле смертельного яда тарантула посредством внутренних энергетических воздействий. В этом очень энергичном и темпераментном танце локти и колени должны постоянно держаться выше тех суставов, которые находятся над локтями и коленями.

Тарантелла в исполнении детского хореографического ансамбля "Юный москвич". 1973 г.
Правильные колени и локти в Тарантелле. Это очень редкий пример правильной тарантеллы.

Поднятие опоры тела на разные высоты преследовало цель расширения пространственных возможностей человека, обогащения ритмики локомоторных функций, дальнейшего экзоскелетного развития конечностей, управления энергиями и временем жизни. На деле выбор был сделан в пользу стула, поднимающего опору преимущественно на одну высоту коленей. Эта высота опоры стала основным сидячим образом жизни человека. Тем самым была устранена из оборота человеческой жизни жизненно важная энергия. Суть этой энергии заключается в попеременной смене опорных ног, неслучайно человеку были даны две ноги.

В алхимическом танце Тай Цзи существует понятие «эффекта двойного распределения веса». Мастер Ван Цзунь Юэ, живший в конце 18 века, говорил: «Если вес тела равномерно распределяется на обе ноги, способность действия сужается, поэтому необходимо равновесие тела всегда удерживать с одной стороны». Очевидно, что в стуле вес тела никак не распределяется. Напомню, что вес тела является силой воздействия тела на опору.

Танцующий Шива Натараджа.
В правой руке Шива держит двухмембранный ритуальный барабанчик (дамару) в форме песочных часов.
Место соединения мужской и женской половинок дамару символизирует врата истечения жизни в наш мир.
В старину дамару изготавливали из черепов мальчика и девочки, поскольку дух смерти служит опорой жизни.
Дамару издаёт изначальный звук (нада) - первопричину всего сущего и отбивает ритм сил, творящих мир.
В левой руке Шива держит пламя жизни, выхваченного из огненного кольца бесконечных перерождений.
Змея, на правой нижней руке - символ жизненной энергии кундалини.

Энергетика конечностей закодирована в образе танцующего Шивы. Левая нижняя рука Шивы указывает на высоко поднятую левую ногу без опоры. Свободная нога символизирует страсть и желание. Опорная правая нога стоит на спине укрощённого демона невежества Апасмары и символизирует неограниченные возможности. Попеременная смена опорных ног генерирует жизненную энергию. Примечательно что положение ног девочек, танцующих тарантеллу, такое же как у Шивы (см. илл. выше). Шестью конечностями обладают все насекомые, которые в эволюции живого являются вершиной развития инстинкта - энергии действия и жизнеспособности. Эта энергия является питательной основой развития человека. Шива танцует тандаву - очень энергичный экстатический танец для поддержания ритма жизни и смерти, активизации творческой силы.

В архитектуре и дизайне есть устройство, в котором происходит попеременная смена опорных ног. Это лестница. Бытующая практика функционального подхода к лестнице сильно умаляет возможности этого архитектурного и энергетического феномена и его значение для человека и социума.

Продолжение следует ...

Тимофеич

Страница находится в режиме наполнения и редактирования ...