создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания - тай цзи

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Мои враги

У меня нет врагов.

Возможно, существуют люди, которые считают меня своим врагом. Как бы то ни было, я таких людей врагами не считаю. Скорее всего, у них были на то свои причины. Жизнь сложна. Отношения людей гораздо сложнее. Пути же Господни неисповедимы.

«Бедственно любопытствовать о глубине судеб Божиих, ибо любопытствующие плывут в корабле гордости». (Иоанн Лествичник. «Лествица, возводящая на небо»).

Николай Бердяев делил людей на сыновей духа и пасынков праха. Он говорил, что пасынки праха всегда испытывают чувство обиды, т.е. перекладывают вину на других, даже если они во всем виноваты. Сыновья духа всегда берут вину на себя, даже если они ни в чем не виноваты. Душевный тип сыновей духа свободен от атмосферы борьбы за приобретение каких-либо прав. Те же, которые в труде и в борьбе приобретают права и повышают своё жизненное положение, не свободны от многих горьких чувств, от обиды, часто от злобы. В основе мироощущения и миросозерцания пасынков праха лежит психология обиды, психология рабов.

В Евангелии от Матфея есть притча, которую называют притчей «о работниках в винограднике, призванных на работу в разное время дня».

«Ибо Царство Небесное подобно хозяину дома, который вышел рано поутру нанять работников в виноградник свой, и, договорившись с работниками по динарию в день, послал их в виноградник свой; выйдя около третьего часа, он увидел других, стоящих на торжище праздно, и сказал им: идите и вы в виноградник мой, и, что следовать будет, дам вам. Они пошли. Опять выйдя около шестого и девятого часа, сделал то же. Наконец, выйдя около одиннадцатого часа, он нашел других, стоящих праздно, и говорит им: что вы стоите здесь целый день праздно? Они говорят ему: никто нас не нанял. Он говорит им: идите и вы в виноградник мой, и что следовать будет, получите. Когда же наступил вечер, говорит господин виноградника управителю своему: позови работников и отдай им плату, начав с последних до первых. И пришедшие около одиннадцатого часа получили по динарию. Пришедшие же первыми думали, что они получат больше, но получили и они по динарию; И, получив, стали роптать на хозяина дома и говорили: эти последние работали один час, и ты сравнял их с нами, перенесшими тягость дня и зной. Он же в ответ сказал одному из них: друг! я не обижаю тебя; не за динарий ли ты договорился со мною? возьми свое и пойди; я же хочу дать этому последнему то же, что и тебе; разве я не властен в своем делать, что хочу? Или глаз твой завистлив от того, что я добр? Так будут последние первыми, и первые последними, ибо много званных, а мало избранных» (Мф. 20: 1-16).

Хозяин дома - это Господь Бог, направивший нас в свой виноградник - земное пребывание человека. Один динарий - это одна человеческая жизнь, которую каждый человек отрабатывает на Земле. Кому-то этот динарий дается легко, кому-то нет. Тот, кому жизнь дается нелегко, не требует за это удлинить ему жизнь, поскольку это нелепо. Он вместо этого винит за свою нелегкую судьбу другого.

Эразм Роттердамский говорил, что Господь создал человека по своему образу и подобию. Тогда зачем он дал человеку гнев и зависть? Разве Господь тоже может завидовать? Гнев является оружием, которое человек неправильно применяет. Он обрушивает его на других людей. Тогда как гнев дан человеку, чтобы он направлял это оружие внутрь себя, укрощая свои страсти. Человек влекомый мирской мудростью, всегда найдет оправдание своей зависти и другим страстям. «Полагают, что в них есть какой-то толк, потому как они нам даны от природы как некое побуждение к добродетели и поощрение, вроде того, как гнев для храбрости, зависть - для усердия и тому подобное».

Однако мирская мудрость создает цепочку, в конце которой - погибель, «потому что за ней по пятам всегда следует смертоносная гордыня; за гордыней – слепота души, за слепотою - тирания страстей, за тиранией страстей – общая жатва пороков и разнузданность любого прегрешения. За этой разнузданностью следует привычка, за привычкой - наинесчастнейшее оцепенение души, которое приводит к тому, что люди лишаются понимания зла». (Эразм Роттердамский. «Оружие христианского воина»)