создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания - тай цзи

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Содержание

Эти и другие разделы будут постепенно наполняться содержанием и снабжаться перекрестными ссылками.

Российское кино

В сегодняшнем российском кино необходимо изжить российский драматический театр. Невозможно смотреть на экране нарочитую театральность актерской игры. Чтобы показать игру наших актеров надо направлять зрителей не в кинозал, а в театр. Российским же режиссерам надо проводить кастинг не в среде театральных актеров, а в среде чистых киноактеров, которые при этом не проходили школу театральной игры. На экране не должно быть никакого театра. На экране должен течь естественный поток жизни.

Поток жизни – это то, что выделяет кинематограф как искусство. Главное качество кино – неинсценированный поток жизни, где исступленность человеческих страстей рвется наружу не в кричащем надрыве театральщины, а в естественной невозможности происходимого. Лозунг кино: «C'est la Vie!»

Базовым «материалом» живописи является цвет, музыки - звук, архитектуры - пространство, театра - игра. Базовым материалом кино является движение. Движение во всех аспектах его проявления. Чтобы понимать язык и природу кино, нужно понимать суть движения физического и метафизического.

Когда впервые появился кинематограф, люди острее чувствовали движение в кино. Наезжающий с экрана на зрительный зал поезд вызывал у людей панику. Публика, если не выбегала в страхе из зала, то жмурилась и пригибала голову. Впервые такой эффект обнаружился в 1896 году при просмотре 49-секундного фильма «Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьота» братьев Люмьер.

Отказавшись от сюжета, надписей, сценария, декораций, актеров и т. д. кинорежиссёр или как он сам себя называл «кинок» Дзига Вертов снял в 1929 году часовой чисто движенческий фильм «Человек с киноаппаратом». В этом фильме кинокамера пульсирует в самой сердцевине жизни, причём она не фотографирует жизнь, а двигается в синхронном ритме жизни вместе с людьми. Движения бурной городской жизни, словно волны бушующего моря, накатывают друг на друга в сплошном ассоциативном киномонтаже. Реальность как таковая, отображённая средствами кино, течение естественного потока жизни на экране.

Кадр из фильма «Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова

«Я освобождаю себя с сегодня навсегда от неподвижности человеческой. Я в непрерывном движении. Я приближаюсь и удаляюсь от предметов, я подлезаю под них, я влезаю на них, я двигаюсь рядом с мордой бегущей лошади, я врезаюсь на полном ходу в толпу, я бегу перед бегущими солдатами, я опрокидываюсь на спину, я поднимаюсь вместе с аэропланами, я падаю и взлетаю вместе с падающими и взлетающими телами». Дзига Вертов. «Электрический юноша».

«Человек с киноаппаратом» Дзиги Вертова - триумф как указано в титрах фильма: «абсолютного языка кино на основе его полного отделения от языка театра и литературы». Кинорежиссёры, увлекающиеся театральной игрой на экране, путают кино с театром. Совсем худо, когда в кино довлеет драматический театр с его акцентированной говорильней. Грузинский режиссёр Отар Иоселиани: «Меня раздражает, когда в кино много говорят. Во французском кино очень много говорят. Это связано с традицией Комеди Франсез, с Мольером, это перенесение традиций театра в кинематограф. Кино должно быть понятно без слов. Потому что это цирк. Мне нужны только музыка и действия: жесты, взгляды, перемещения людей по отношению друг к другу, по отношению к камере».

Андрей Тарковский как-то презентовал свой новый фильм «Сталкер» в красном зале МАРХИ. Тарковский в то время входил в круг людей, чьё творчество было нежелательно для советского режима. Но он был нашим кумиром. Красный зал был переполнен. Это было значительным событием в нашей студенческой жизни. Записки с вопросами из зала Тарковский складывал себе в карман. Я ему послал записку с вопросом: «Не кажется ли Вам, что в «Сталкере» много говорят?» Я задал этот вопрос Тарковскому потому, что у меня возникло ощущение назойливости слов, что говорильня в «Сталкере» заслоняла мне кинематографическое восприятие этого фильма. В конце Тарковский вытаскивал записки из кармана и отвечал на них. Добрался до моей и ответил, что так не считает, что в фильме много действий.

Мизанкадр кино – это совсем не то, что мизансцена театра. Ради снятия любых намеков на постановочность действия, кадр насыщается случайными эпизодами и внесобытийными контекстами. Тем не менее, каждый кадр в кино тщательно выставляется. Меня однажды поразил рассказ Андрея Тарковского о том, как он с оператором продумывал фон для одного кадра. Чтобы снять единственный кадр с человеком, идущим на фоне бесконечного поля, это поле нужно было задолго до съёмок засеять разными растениями и подождать пару месяцев, когда они взойдут. Цвета поднявшихся растений должны были создать нужный эффект чересполосицы. И это в чёрно-белом кино!

Андрей Тарковский - один из редких выдающихся мастеров кадра. В «Андрее Рублёве», например, Феофан Грек произносит: «Помру я скоро...», а за его спиной сверкает залитая светом чистая подготовленная для иконы доска.

Или, например, в том же фильме кульминация события - первый звук рождённого колокола. Какая картинка сможет усилить главное - звук новорождённого? Что можно показать на экране в этот самый момент? У Тарковского в момент первого звука колокола промелькнула на фоне ликующей толпы одетая в белую праздничную одежду улыбающаяся женщина, ведущая за поводья чёрную лошадь.

Становление мирового кино совпало с творческим взрывом российской культуры в самом начале 20 века. Творческие силы России почувствовали и живо отреагировали на появление нового искусства, обладающего невиданным потенциалом. Пропагандистское и агитационное влияние кино на массы людей должным образом оценил вождь мирового пролетариата Владимир Ленин: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Россия дала миру целую плеяду великих мастеров кино, сделавших кино настоящим киноискусством.

Системный урон, который понесла культура в советский период, сказался на развитии отечественного киноискусства вплоть до наших дней. Тем не менее, неумирающие традиции, заложенные пионерами российского кинематографа, периодически сказывались в выходе на экраны высококачественного советского кино. В сегодняшнем российском кинематографе довлеет откровенный треш так называемого эксплуатационного кино (бытовуха, криминальная и военная тематика), усугубляемый преобладанием в кино соцреалистического духа драматического театра.

Мой список российских и советских фильмов, заслуживающих внимание.

Список составлен в хронологическом порядке по датам рождения режиссёров.

1. Протазанов Яков Александрович (1881-1945). «Отец Сергий» (1918), «Бесприданница» (1937).
2. Пудовкин Всеволод Илларионович (1893-1953). «По закону» (1926), «Мать» (1926), «Конец Санкт-Петербурга» (1927), «Потомок Чингисхана» (1928).
3. Довженко Александр Петрович (1894-1956). «Земля» (1930).
4. Роом Абрам Матвеевич (1894-1976). «Третья Мещанская» (1927).
5. Вертов Дзига (Кауфман Денис Аркадьевич) (1896-1954). «Киноглаз» (1924), «Человек с киноаппаратом» (1929).
6. Петров Владимир Михайлович (1896-1966). «Гроза» (1934), «Пётр Первый» (1 серия - 1937).
7. Дзиган Ефим Львович (1898-1981). «Мы из Кронштадта» (1936).
8. Эйзенштейн Сергей Михайлович (1898-1948). «Броненосец Потемкин» (1925), «Октябрь» (1927), «Иван Грозный» (1944).
9. Кулешов Лев Владимирович (1899-1970). «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков» (1924), «По закону» (1926), «Великий утешитель» (1933).
10. Братья Васильевы – Георгий (1899-1946) и Сергей (1900-1959). «Чапаев» (1934).
11. Медведкин Александр Иванович (1900-1989). «Счастье» (1935).
12. Донской Марк Семёнович (1901-1981). «Детство Горького» (1938), «Радуга» (1944), «Сельская учительница» (1947).
13. Ромм Михаил Ильич (1901-1971). «Пышка» (1934), «Человек № 217» (1945), «Девять дней одного года» (1962), «Обыкновенный фашизм» (1966).
14. Пырьев Иван Александрович (1901-1968). «Свинарка и пастух» (1941), «Сказание о земле Сибирской» (1947), «Братья Карамазовы» (1969).
15. Барнет Борис Васильевич (1902-1965). «Окраина» (1933).
16. Экк Николай Владимирович (1902-1976). «Путёвка в жизнь» (1931).
17. Александров Григорий Васильевич (1903-1983). «Веселые ребята» (1934), «Цирк» (1936), «Волга-Волга» (1938), «Да здравствует Мексика!» (1979).
18. Калатозов Михаил Константинович (1903-1973). «Верные друзья» (1954), «Летят журавли» (1957).
19. Райзман Юлий Яковлевич (1903-1994). «Машенька» (1942), «Коммунист» (1957), «Частная жизнь» (1982).
20. Козинцев Григорий Михайлович (1905-1973). «Шинель» (1926), «Новый Вавилон» (1929), «Дон Кихот» (1957), «Гамлет» (1964).
21. Герасимов Сергей Аполлинариевич (1906-1985). «Семеро смелых» (1936), «Тихий Дон» (1958).
22. Столпер Александр Борисович (1907-1979). «Живые и мертвые» (1963).
23. Зархи Александр Григорьевич (1908-1997). «Депутат Балтики» (1936), «Высота» (1957), «Анна Каренина» (1967).
24. Бондарчук Сергей Федорович (1920-1990). «Судьба человека» (1959), «Война и мир» (1968).
25. Чухрай Григорий Наумович (1921-2001). «Сорок первый» (1956), «Баллада о солдате» (1959).
26. Ростоцкий Станислав Иосифович (1922-2001). «Доживём до понедельника» (1968), «А зори здесь тихие» (1972).
27. Гайдай Леонид Иович (1923-1993). «Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965), «Бриллиантовая рука» (1968), «Двенадцать стульев» (1971).
28. Параджанов Сергей Иосифович (1924-1990). «Тени забытых предков» (1965), «Цвет граната» (1969), «Ашик-Кериб» (1988).
29. Абуладзе Тенгиз Евгеньевич (1924-1994). «Мольба» (1967), «Покаяние» (1984).
30. Кулиджанов Лев Александрович (1924-2002). «Отчий дом» (1959) , «Когда деревья были большими» (1961).
31. Лиознова Татьяна Михайловна (1924-2011). «Семнадцать мгновений весны» (1973).
32. Хуциев Марлен Мартынович (род. в 1925 г.). «Мне двадцать лет» («Застава Ильича») (1964).
33. Мотыль Владимир Яковлевич (род. в 1927 г.). «Белое солнце пустыни» (1969).
34. Рязанов Эльдар Александрович (род. в 1927 г.). «Карнавальная ночь» (1956), «Берегись автомобиля» (1966), «Ирония судьбы, или с Лёгким паром» (1975).
35. Таланкин Игорь Васильевич (1927-2010). «Сережа» (совместно с Георгием Данелия) (1960), «Чайковский» (1969).
36. Данелия Георгий Николаевич (род. в 1930 г.). «Сережа» (совместно с Игорем Таланкиным) (1960), «Я шагаю по Москве» (1964), «Осенний марафон» (1979), «Кин-дза-дза» (1986), «Паспорт» (1990).
37. Жалакявичюс Витаутас Пранович (1930-1996). «Никто не хотел умирать» (1966).
38. Аскольдов Александр Яковлевич (род. в 1932 г.). «Комиссар» (1967).
39. Климов Элем Германович (1933-2003). «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён» (1964), «Иди и смотри» (1985).
40. Митта Александр Наумович (род. в 1933 г.). «Друг мой, Колька!» (1961), «Звонят, откройте дверь» (1966), «Точка, точка, запятая» (1972).
41. Иоселиани Отар Давидович (род. в 1934 г.). «Листопад» (1966), «Жил певчий дрозд» (1970), «Фавориты луны» (1984), «Прощай дом родной» (1999).
42. Муратова Кира Георгиевна (род. в 1934 г.). «Долгие проводы» (1971).
43. Панфилов Глеб Анатольевич (1934-1984). «В огне брода нет» (1967), «Тема» (1979).
44. Салтыков Алексей Александрович (1934-1993). «Председатель» (1964).
45. Тарковский Андрей Арсеньевич (1934-1989). «Иваново детство» (1962), «Страсти по Андрею» (1966), «Солярис» (1972), «Сталкер» (1979), «Зеркало» (1974).
46. Говорухин Станислав Сергеевич (род. в 1936 г.). «Место встречи изменить нельзя» (1979).
47. Шепитько Лариса Ефимовна (1938-1979). «Восхождение» (1976).
48. Герман Алексей Георгиевич (род. в 1938 г). «Двадцать дней без войны» (1976), «Мой друг Иван Лапшин» (1984), «Хрусталёв, машину!» (1998).
49. Меньшов Владимир Валентинович (род. в 1939 г.). «Москва слезам не верит» (1979), «Любовь и голуби» (1984).
50. Прошкин Александр Анатольевич (род. в 1940 г.). «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987).
51. Смирнов Андрей Сергеевич (род. в 1941 г.). «Белорусский вокзал» (1970).
52. Михалков Никита Сергеевич (род. в 1945 г.). «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974), «Несколько дней из жизни И.И. Обломова» (1980), «Урга: территория любви» (1991 г), «Утомленные солнцем» (1994).
53. Чухрай Павел Григорьевич (род. в 1946 г.). «Вор» (1997).
54. Рогожкин Александр Владимирович (род. в 1949 г.). «Кукушка» (2002).
55. Сокуров Александр Николаевич (род. в 1951 г.). «Русский ковчег» (2002).
56. Тодоровский Валерий Петрович (род. а 1962 г.). «Страна глухих» (1998).

Тимофеич

Страница находится в режиме наполнения и редактирования.

Локус кино