проект эвристического города - обучение детей и взрослых - проектирование жилого дома - метафизика и мировоззрение - алхимия тай цзи

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

И Цзин - система перемен

Эти и другие разделы будут постепенно наполняться содержанием и снабжаться перекрестными ссылками.

35 - Цзинь - Восход

Гексаграмма №35 - Восход

Гексаграмма №35 - Восход

Образ 35 гексаграммы состоит из образов триграмм Земли внизу и Огня вверху. По словам Гермеса Трисмегиста: «Для операций со всякого рода чудесными эффектами достаточно Земли и Огня: одна пассивна, а другой активен». Огонь в данной гексаграмме, ассоциируется с Солнцем, поднимающимся над Землей. Перед нами картина Восхода Солнца. Зрелище восходящего Солнца всегда производит яркое впечатление. Живительные лучи сияющего над Землей Солнца сплетают на ней пестрый ковер жизни с его непостижимым орнаментом.

Догоны, впервые прилетевшие на Землю с тройной звездной системы Сириуса, который своими звездами круглые сутки освещал их планету, приземлились на темную сторону Земли и решили, что на этой планете всегда будет темно. Они никогда не видели смены дня и ночи. Когда поднялось солнце и осветило землю в феерическом многообразии форм и красок, их впечатлению не было предела. Их восторженные восклицания слились с многоголосием птичьих песен. Впечатление (impression) от восхода солнца дало название новаторскому направлению в живописи – импрессионизму.

Чтобы осуществилась ситуация, обозначенная в 35 гексаграмме «Восход», необходимо произвести тщательную предварительную подготовку к этому. Ее начало заложено в 31 гексаграмме «Взаимодействие», которая символизирует синтез всех качеств предыдущих гексаграмм, составляющих первую часть Трактата Перемен. 32 гексаграмма «Постоянство» олицетворяет укрепление этих качеств и сводит их в единый неизменяемый принцип, на котором можно построить все дальнейшее развитие. Далее необходимо отойти от дел и уединиться, что отмечено в 33 гексаграмме «Бегство». Идея «бегства» отражена в Евангелии, где Иисус Христос сразу после крещения уединился в пустыне, чтобы подготовиться к исполнению своей миссии в этом мире. В «Бегстве» на основе единого принципа все накопленные силы собираются воедино и концентрируются в «Великую Мощь», обозначенную в 34 гексаграмме. Такая подготовка дает возможность выхода сил наружу, что и отражает символ 35 гексаграммы «Восход».

В комментариях к 35 гексаграмме Трактата Перемен написано: «Восход. Сиятельному князю надо жаловать коней в великом обилии и в круговороте дня трижды принимать подданных».

Здесь видится картинка взлетающей к небу золотой колесницы, запряженной четверкой крылатых коней, которой управляет лучезарный бог Солнце-Гелиос. Его огнекрылые кони, воплощая в себе бьющую через край энергию, разливают ее повсюду в изобилии и щедро орошают ею Землю во всех четырех ее направлениях. Подданные Земли с должным вниманием принимаются сиятельным князем, который в круговороте дня трижды устраивает аудиенцию: утром, днем и вечером в соответствии с режимом земного обитания подданных. Восходящее Солнце возжигает своими живительными лучами три алхимические печи человеческого тела.

Большое значение имеет позиция (вэй) черт гексаграммы. Соответствующие позиции черт двух триграмм резонируют друг с другом. Начальная позиция резонирует с четвертой, вторая с пятой и третья с верхней. Резонирующая пара Ян-Инь гармонирует друг с другом, между резонирующими парами Ян-Ян и Инь-Инь гармонии нет. Черты Ян должны занимать нечетные места, а Инь – четные. В 35 гексаграмме только вторая черта уместна и занимает свою позицию. Вторая и пятая позиции в гексаграмме являются центральными, они выявляют качества каждой триграммы.

Вторая черта Инь в окружении таких же черт Инь обозначает основную идею 35 гексаграммы - непроявленная «спрятанная в Земле» природа Огня, стремящаяся выйти из нутра Земли наружу. Философ Возрождения Генрих Корнелий Агриппа (1486- 1535) называл Землю базой всех элементов: «Земля есть объект, повод и восприемник всех лучей и всех небесных влияний. Она, будучи очищенной огнем,  заключает в себе очень мощные секреты. Огонь заставляет ее вернуться к своей древней простоте и чистоте… Свойства огня внизу - темнота, которая все делает стерильным, но огонь небесный и светлый гонит духов тьмы».

Огонь, поднявшийся над Землей к Небу, гонит духов тьмы. Качество верхней триграммы Огня обозначено чертой Инь. Она является пятой в гексаграмме. Эта черта Инь в окружении черт Ян в полную силу выявляет природу разожженного Огня, объявшего материю и поднявшегося над ней. Между второй и пятой чертами отсутствует гармония, поскольку они обе – Инь, тем не менее, природа материи внутри триграмм Земли и Огня абсолютно разная. Дионисий говорил: «Огонь во всей своей совокупности потаен и ненавистен, когда он существует сам по себе без смеси с материей, на которой он проявляет свое действие». Огонь должен быть разожжен активными силами Ян, обволакивающими пассивную силу Инь.

«Солнце, встающее над Землей – символ Восхода.
Благородный раздует огонь, тлеющий в глубине».

Комментарии к 6 чертам 35 гексаграммы.
1. Начальная черта Инь обозначает невозмутимость в выдвижении и отступлении.

В комментариях к начальной черте 35 гексаграммы написано: «В выдвижении и в отступлении! (Если пребудешь в) стойкости, (будет) счастье. Не будет правды. (Но если отнесешься к этому) невозмутимо, (то) хулы не будет».

Начало восхождения и выдвижения. Настолько незаметное, что этот импульс движения можно принять за нерешительную попытку просто слегка сдвинуться или даже отступить назад. Вся среда пребывает в инертном состоянии, расшевелить ее, преодолеть ее массив невозможно. Однако инертность этой среды настолько податлива, что среда сама без всяких усилий отпускает из себя все несвойственное ей. Поскольку сопротивление внутреннему движению, происходящему в среде, потребует от нее усилий, направленных против своей же инертности, то эта среда не будет реагировать на движение, если начинать двигаться в ней предельно аккуратно и почти незаметно.

Движение в такой неподвижной среде будет отличаться от нее, поэтому надо проявить достаточную невозмутимость, чтобы не смутиться такому выделению себя в среде, поскольку это может остановить начавшееся движение. В Дао Де Цзине говорится: «Малоподвижное легко удержать в руках, еще непроявившееся легко направить». Приведение массива среды в податливое состояние, отпускающее любое даже малейшее напряжение и стеснение, является главным условием восхождения.

В алхимическом танце Тай Цзи внимание на этой фазе концентрируется на массиве живота (земной алхимической печи), который должен быть предельно мягким и податливым. Ноги, являющиеся орудием живота, находятся в состоянии покоя, сплавляют воедино силы Ян и Инь и представляют собой единую опору. Ступни ног, являясь телесным символом позиции начальной черты, испытывают одинаковое давление веса тела. Гравитационная тяга не балансирует между двумя опорами, устраняя мигание сил Ян-Инь. Телесная микрокосмическая Земля и планетарная макрокосмическая Земля сливаются в единое целое. В начальном движении алхимического танца Тай Цзи приведение земной алхимической печи в пассивное состояние для естественного извлечения импульса жизненной силы делается на выдохе при опускании рук вниз.

2. Вторая черта Инь настраивает на стойкость в выдвижении и подавленности.

В комментариях ко второй черте 35 гексаграммы написано: «В выдвижении и в подавленности! (Если пребудешь в) стойкости, (будет) счастье. Получишь такое великое благополучие от матери твоего государя».

В ситуации, предваряющей Восход, существует состояние созревания и готовности внутренне принятого решения выхода наружу. Вторая позиция находится в самой сердцевине внутреннего развития ситуации. Здесь приходит осознание полного окружения пассивностью, которая вызывает некоторую подавленность. Возникает кратковременное противодействие двух состояний: подавленности, идущей от восприятия пассивного окружения, и готовности, идущей изнутри от осознания принятого решения. Стойкость в следовании своему решению подняться над пассивностью приведет к благоприятному исходу.

Окружающая пассивность служить единственной опорой в нижней триграмме, которую можно потерять при выходе наружу. Эта перспектива также вызывает неуверенность и подавленность. Действие Огня не может осуществляться без поддержки материи. Однако пятую позицию верхней триграммы занимает черта Инь, которая будет служить такой же материальной опорой снаружи в открытом пространстве над Землей, где главенствует надо всем Небо. Женское начало Инь обещает со своей стороны предоставление снаружи материальной материнской опоры Огню для его благополучного горения.

Колени являются телесным символом позиции второй черты. Они должны быть мягкими и максимально гибко передавать нагрузку от бедер к ступням. Внимание постепенно собирается внутри пластичного массива живота в поле Дань Тянь, где зарождается сила Огня, готового к выходу наружу. В Изумрудной скрижали об этом написано: «Отдели же Землю от Огня с величайшей осторожностью, с трепетным тщанием». В начальном движении алхимического танца Тай Цзи на этой фазе делается пауза в дыхании, при этом руки продолжают опускаться вниз.

3. Третья черта Инь говорит о доверии многих.

В комментариях к третьей черте 35 гексаграммы написано: «Доверие многих. Раскаяние исчезнет».

На позиции третьей пассивной черты Огонь начинает уверенное и постепенно нарастающее движение наружу. Этому способствует мягкая податливая среда, достижение которой было осуществлено на предыдущих стадиях развития ситуации Восхода. Движение Огня ничем не стимулируется, поскольку оно является естественным и свойственным природе Огня. Огонь начинает двигаться потому, что были устранены все препятствия и преграды. Впереди у Огня активная черта Ян. Таким образом, пассивность расступается, предоставляя открытый доступ движению вовне.

Здесь рисуется картина открытия ворот на горизонте Земли розоперстой богиней Утренней Зари-Эос. Из распахнутых ворот намечается триумфальный выход лучезарного бога Солнца-Гелиоса. Все готово к такому выходу. Внешняя среда не препятствует этому. Поэтому в комментариях к третьей черте говорится о доверии многих. Движение вовне должно совершаться без раскаянья и сожаления. Все, что остается позади, не исчезнет навеки и не выглядит потерей. Тем более что впереди была обещана поддержка. Все, что намечается впереди, сулит светлые перспективы и будет встречено с благожелательностью.

Бедра являются телесным символом позиции третьей черты. Они контролируют позицию коленей и должны быть мягкими, удерживая при этом ток весовой нагрузки в правильном направлении. Внимание сосредоточено на взращивании Эликсира Бессмертия Тянь в поле Ди Дань Тянь. Энергия исходит из земной алхимической печи и начинает подниматься вдоль позвоночника. В начальном движении алхимического танца Тай Цзи на этой фазе начинается вдох, при этом руки заканчивают свое движение вниз. Вдох выполняется легким сжатием нижней части живота, создавая давление, выталкивающее Эликсир Бессмертия Тянь вверх, направляя его рост вдоль поясничного отдела позвоночного столба.

4. Четвертая черта Ян предупреждает об опасности оставаться стойким в выдвижении.

В комментариях к четвертой черте 35 гексаграммы написано: «Если выдвинешься, как хомяк, (то) стойкость (будет опасна)».

На позиции четвертой активной черты Огонь в образе Солнца вышел наружу и стал подниматься над поверхностью Земли. Здесь возможна поспешность в применении Огня. Он еще не набрал силу и только начал разгораться, почувствовав воздух, поэтому вид сильной черты Ян на этой позиции не должен вводить в заблуждение. Огонь есть Огонь. Он призван гореть, сжигать, давать свет и тепло. Однако слабый разгорающийся Огонь может легко потухнуть от сильного ветра, влажной среды, несоответствующего материала горения и т.д. Соблазн принять такой Огонь за полноценный, качественный, горящий в полную силу может его погубить.

Шуцкий, объясняя первоначальный комментарий к этой черте, приводит рассказ о том, как взамен зайца продавали хомяка. Выдача хомяка, не имеющего ожидаемых качеств, за зайца указывает на то, что можно обмануться подделкой и принять желаемое за действительное. Других объяснений к первоначальному комментарию, намекающему на какие-то повадки хомяка, не найдено.

Телесным символом позиции четвертой черты является живот. Внимание сосредоточено на поднимании Огня по позвоночнику к груди, воздвигая энергетический столб на передней стороне позвоночника, следуя структуре позвоночного столба. В начальном движении алхимического танца Тай Цзи на этой фазе продолжается вдох. Руки, закончив движение вниз, делают кратковременную паузу. Она необходима для того, чтобы подготовить руки к подниманию. Опущенные вниз руки свободно свисают во всех сегментах, суставах, по всей своей длине: в расправленных и раскованных плечах, локтях, запястьях и пальцах до самых их кончиков. Кисти находятся в базовом положении Тай Цзи с обращенными назад ладонями.

5. Пятая черта Инь подтверждает выдвижение.

В комментариях к пятой черте 35 гексаграммы написано: «Раскаяние исчезнет. Не принимай близко к сердцу ни утрату, ни обретение. Выступление - к счастью, ничего неблагоприятного».

На позиции пятой черты материя, обозначенная чертой Инь, щедро питает и насыщает разогревшийся и  набравший полную силу Огонь. Солнце как символ Огня взошло высоко над Землей и щедро орошает ее своими животворящими лучами. Ослепительные и жгучие лучи Солнца, развернувшиеся во все стороны, разгоняют «духов тьмы» во всех направлениях. Солнце пылает Огнем, оно настолько самодостаточно, что никакое добавление к нему, никакая убыль ничего в нем не может изменить.

Телесным символом позиции пятой черты является грудь. Если живот содержит внутри себя твердую ось в виде позвоночного столба, обволоченного мягким, то в груди твердое чередуется с мягким на внешней стороне в виде решетки из 12 пар ребер, расходящихся от позвоночника. Энергия, поднявшись по стволу позвоночника, разветвляется с помощью ребер и растекается во все стороны. Создается раскидистое пышное энергетическое дерево, которое своими многочисленными ветвями растекается по всему телу. Внимание следит за излучающейся во все стороны, разливающейся  и наполняющей тело энергией.

В начальном движении алхимического танца Тай Цзи на этой фазе продолжается вдох. Разлив энергии достигает плеч и наполняет руки. Под воздействием и напором растекающейся по рукам энергии руки поднимаются вперед вверх. Они словно невесомые и движимые внутренней энергией всплывают сами собой и гонят энергию к кончикам пальцев. Параллельные руки рисуют картину триграммы Огня, в которой две активные черты охватывают пассивную черту, обозначающую материю, которая питает Огонь.

6. Верхняя черта Ян отмечает опасность положения.

В комментариях к шестой черте 35 гексаграммы написано: «Выставляй свои рога лишь для того, чтобы покарать (свой) город. Положение опасно, (но оно) - к счастью: хулы не будет. Стойкость к сожалению».

На позиции шестой активной черты Огонь не знает границ, поскольку такая позиция для активной черты неблагоприятна. Это положение опасно, ведь неуправляемый огонь может спалить и уничтожить все вокруг без разбора. Образ выставленных рогов обозначает данную ситуацию. Но рога нужно выставлять лишь для того, чтобы покарать свой город. Иными словами, силу Огня необходимо использовать в правильном направлении. Это направление обращено внутрь себя. Страсть Огня неудержима, но сила Огня, направленная на укрощение своей же страсти может быть эффективно использована. В результате Огонь будет проявлять свою естественную щедрость, когда будет устранена излишняя расточительность и бесконтрольность.

Телесным символом позиции шестой черты является голова. В энергетической структуре человеческого тела голова является Небом. Отсюда слетаются небесные птицы, укрывающиеся в ветвях построенного в области груди энергетического дерева. Внимание концентрируется на структурировании и укрощении Огня заполнившего тело. В начальном движении алхимического танца Тай Цзи на этой фазе в дыхании делается кратковременная пауза. Руки поднимаются не выше уровня плеч, в противном случае над энергией может быть потерян контроль.