создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Эти и другие разделы будут постепенно наполняться содержанием и снабжаться перекрестными ссылками. Если Вы заметите неточности в записи, сообщите мне, я поправлю.

Уллас Николай Николаевич

(1914 - 2009)

Уллас был, пожалуй, самим ярким человеком и профессионалом в МАРХИ в годы моей учебы. Он был подвижен, импульсивен и энергичен. Его оценки были мгновенны, выражения метки и образны, действия стремительны. О нем ходило много легенд. Он был очень принципиален в профессиональных вопросах. Студенты его уважали и боялись. У него было прозвище Николай Нидвораевич, однако никто его так не называл. Все звали его Уллас.

Однажды он пришел консультировать дипломника и увидел, что у того макет был выполнен в слегка гипертрофированном по высоте масштабе. Бывает, что иногда не попадаешь в масштаб из-за огромной разницы вертикальных и горизонтальных размеров в макетировании больших территорий. Макет выглядит слишком плоским, поэтому хочется чуточку приподнять все высоты. Надо сказать, что склеивание бумажных макетов – занятие невероятно трудоемкое, долгое и скрупулезное. Так вот, Уллас, увидев макет, сильно возбудился, схватил ножницы и, словно идя в кавалерийскую атаку, принялся с воплями: «Это не масштабно!», - кромсать ножницами верхушки макета. Макет был испорчен перед самой защитой дипломного проекта. Вся многодневная работа пошла коту под хвост. После таких инцидентов дипломники обычно падают в обморок.

Уллас проконсультировал меня всего один раз в начале четвертого курса. За это я всегда буду ему благодарен. Это было стечение обстоятельств, которое повело его ко мне и заставило проконсультировать. В результате такой консультации у меня внутри щелкнул переключатель, после чего я стал по-другому относиться к пропорциям. У меня открылись на них глаза. Глаза стали видеть истинный смысл пропорциональных отношений. Мир размерных отношений приобрел для меня какое-то метафизическое значение. Знать и даже применять знания на практике – этого еще не достаточно. Нужно, чтобы эти знания стали принципом, делающим глаза другими глазами, руки другими руками, мышление другим мышлением, человека другим человеком.

Дело было так. Не знаю почему, но в тот день я пришел в институт очень рано, за пару часов до начала занятий. Купил журнал в киоске перед воротами, зашел в аудиторию, сел перед своим проектом и стал листать журнал. В институте в это время было тихо и пусто, ни одной души. Вдруг откуда-то взялся транспортник (преподаватель по транспорту). Он подошел ко мне и попросил, чтобы я закрыл и убрал журнал. На мое «почему» он ответил, что рабочее место архитектора – святое, и если я занял его, то должен сразу чертить. Я не стал возражать, вышел на улицу, сел на бордюр фонтана и продолжил просматривать журнал. Тут я заметил транспортника, стоящего за окном и поедающего меня злыми глазами.

Уже в самый разгар занятий по проекту появился разъяренный Уллас. Еще в дверях он закричал: «Где этот зеленый крокодил!» и стремительно двинулся по диагонали в мою сторону. Подойдя почти вплотную и сверля меня глазами, он начал громко кричать, что я слишком большого мнения о себе как архитектора, в то время как еще не научился проектировать. Тут он стал, не глядя на мой проект, ожесточенно тыкать в него пальцем, словно пытаясь его проткнуть. Проект – это несколько подрамников размером метр на метр, поставленных почти вертикально на сколоченные из досок устройства. Подрамники стоят на них в ряд в высоту по два и с двух противоположных сторон. Когда Уллас тыкал пальцем в мой проект, с противоположной стороны стали падать подрамники, все кинулись их ловить и держать руками.

Уллас орал на меня несколько минут, тыча пальцем в мой проект, и ни разу на него не взглянул. Видимо он видел его своим ухом. Он кричал о том, что я не читаю классиков архитектуры, что ничего не изучаю и ни у кого не учусь. Что не думаю ни о каких пропорциях, выразительности и гармонии. Что все размеры на моем проекте вялы и однообразны и что в них нет движения и так далее в том же духе. Так же стремительно он ушел. А я смотрел на свой проект и видел, насколько Уллас был прав. Самое главное, о чем, прежде всего, должен заботиться архитектор и о чем пытался докричаться до меня Уллас, я действительно не продумывал до самого конца.

Народ вокруг был в шоке. Никто не понимал, почему Уллас вдруг проявил внимание к моей персоне. Все перепугались, думая, что следующими будут они. Только после его ухода я связал это нападение с утренней придиркой ко мне транспортника. Видимо, транспортник пожаловался на меня Улласу, заведовавшему кафедрой Градостроительства. Уллас же ни разу не сказал о том, что я обидел транспортника. Он говорил со мной только о моем проекте.

Народный архитектор СССР, заслуженный строитель России, ветеран войны и труда, доктор архитектуры, профессор Уллас Николай Николаевич родился 27 января 1914 года в Смоленске. Там он окончил девятилетнюю школу № 4 имени Коминтерна молодежи. Рано проявились его способности к рисунку. На выбор профессии, несомненно, оказал влияние отец - военный строитель. Он брал сына на стройки с десяти лет. После окончания школы Уллас пошел работать электромонтером и поступил в строительный техникум. Уже в 1930 году Уллас построил на аэродроме Смоленска металлические ангары, затем участвовал в реконструкции старого городского театра, делал проходную башню на ГРЭС.

Способного студента по решению профсоюзной организации строительного техникума в 1932 году направили учиться в Москву в Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ), выпускавший инженеров-архитекторов по четырем специальностям: фабрично-заводской, сельскохозяйственной, жилых и общественных зданий, планировки социалистических городов (в 1933 году после очередной реорганизации вуз получил нынешнее название - Московский архитектурный институт). К экзаменам Уллас опоздал и должен был возвращаться в Смоленск, но декан градостроительного факультета профессор Б.А.Коршунов, поговорив с юношей, зачислил его сразу на 2-й курс при условии сдачи всех экзаменов до осени. Уллас все сдал успешно. Уллас тепло говорит о своих институтских преподавателях: "Градостроительный факультет, на котором я учился, с точки зрения объема программы мало отличался от ЖОСа и ПРОМа. Вопрос заключался не в том, где, а как и у кого учиться. С преподавателями мне повезло".

Уллас учился в МАРХИ с 1932 по 1936 годы у Ладовского Николая Александровича - лидера рационализма и Колли Николая Джемсовича (Яковлевича). Он вспоминает об учебе в группе профессора Ладовского: "Ладовский четко ощущал главное в зодчестве - пространство. Сейчас-то я сам для себя формулирую, что архитектура - это искусство организации пространства. Но тогда в этом мне помог Ладовский. В преподавании он применял метод не показа, а объяснения - от абстрактного к конкретному, от общего к частному, что формировало у студентов умение сразу видеть проблему и только после этого переходить к конкретному проектированию объекта". Уллас защитил дипломный проект на тему "Город на 5 тысяч населения и комбинированный вокзал на Московском море".

Уллас одновременно с учебой в МАРХИ работал в мастерской Фомина Ивана Александровича - одного из основателей сталинского ампира. "Если у Ладовского, - говорил Уллас, - я учился мировоззренчеству, то Фомин дал мне очень много как человек со сложившейся творческой концепцией, творческим кредо в архитектуре". В общении с крупнейшими специалистами будущий мастер осваивал уроки московской архитектурной школы, для которой характерно умение перерабатывать наследие прошлого в условиях современности. Уллас творчески воспринял и архитектуру советского авангарда.

Уллас всю войну прошел в составе инженерных войск Юго-Западного фронта. Был четырежды ранен. Войну закончил в Будапеште. "В декабре 1944 года мы вышли к столице Венгрии. Пешт был занят войсками 2-го Украинского фронта, а Буду, стоящую на холмах, должны были взять мы. Тяжелые уличные бои шли около трех месяцев. Мне как начальнику инженерной службы приходилось собирать саперные подразделения из разных полков и с ними наступать..." Его ратные подвиги отмечены боевыми наградами: орденом "Отечественная война" I cтепени, двумя орденами Красной Звезды, медалями "За взятие Будапешта", "За освобождение Белграда", "За взятие Вены", "За победу над Германией" и другими.

После окончания войны Уллас некоторое время работал в Мурманске, представлял там план-соображение по восстановлению разрушенного города. Затем был назначен архитектором в Управление по делам архитектуры Мосгорисполкома, в 1947 году стал руководителем мастерской Института Генерального плана. С этого времени он постоянно был занят развитием и реконструкцией Москвы. Уллас участвовал в разработке генерального плана Юго-Западного района (1948-54), в планировке и застройке Фрунзенской набережной и Комсомольского проспекта (1948-56), Центрального стадиона им. В. И. Ленина (1955-1956 (Ленинская премия 1959 года), а также в разработке генерального плана Москвы 1971 года.

Его работоспособность поразительна - более 70 архитектурных проектов, большинство из которых реализованы: памятник-обелиск на месте гибели Ю.А.Гагарина и B.C.Серегина (с архитекторами А.Ф.Акимовым и М.М.Болховитиновым, премия Ленинского комсомола), реконструкция центра Берлина (с архитекторами М.В.Посохиным, А.А.Мдоянцем и Л.Н.Павловым), реконструкция центра Пловдива, планировка и застройка Матвеевского (с архитектором Е.Н.Стамо), здание Гипромеза, мост через канал на Ленинградском шоссе (с архитектором В.Н.Яковлевым, инженерами В.Васильевым и Н.Рудомазиным, премия СМ СССР) и многие другие.

В 1971 году, завершив работу по составлению Генерального плана развития Москвы, Уллас перешел в Московский архитектурный институт на должность заведующего кафедрой градостроительства. С его приходом в МАРХИ повеяли ветры перемен. "Наша школа, - говорил Уллас, - с первого курса каждому студенту ставит задачи на уровне состоявшегося архитектора. Будь то остановка троллейбуса или игровая яма с песком - все должно быть решено профессионально". Он учил студентов вырабатывать свою собственную концепцию, настойчиво искать свои принципы организации пространства, формообразования и художественной выразительности, что помогает им к концу учебы выработать самостоятельность в творчестве на основе всех особенностей современного проектирования.

Уллас постоянно генерировал идеи, находясь в вечном поиске: "Я всегда пытаюсь проиграть то, что мне кажется интересным. Возможно, сегодня это мне и не нужно, но я делаю это для себя, вдруг пригодится. Идеи всегда дают импульс новому".

Биографические факты взяты из журнала "Архитектура и строительство Москвы №4 30.07.2002 г."