создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование идеального дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Эти и другие разделы будут постепенно наполняться содержанием и снабжаться перекрестными ссылками. Если Вы заметите неточности в записи, сообщите мне, я поправлю.

2013 год - май: Рим

Солнце Пантеона
Архитектура работает с пространствами. «Основное качество пространства - это его количество».
Пространство воздействует на человека и влияет на его жизнь своим объёмом, характером, формой, силой.
Это особенно чувствуется, находясь внутри Пантеона.

В мои студенческие годы у меня было два практически неисполнимых в то время желания – побывать в двух городах – Риме и Нью-Йорке. Неисполнимых, потому что простых советских людей не выпускали за границу. По моим тогдашним представлениям Рим был самым крупным городом с древними корнями, а Нью-Йорк – самым современным. Хотелось воочию на примере двух мегаполисов ознакомиться с архитектурными возможностями существования разных городских пространств в аспекте исторического времени.

Под аркой Тита
На втором курсе МАРХИ я делал отмывку арки Тита на основе институтских чертежей.
Я пришёл к арке Тита как к давней знакомой. За спиной горельеф «Император Тит, управляющий квадригой».
Помню как с трудом угадывал очертания коней, рисуя их с мизерного расплывчатого изображения
на некачественной фотографии арки. В реальности они как живые.

Мне удалось побывать в Нью-Йорке в 1991 году. Это было время, когда Россия после крушения СССР достигла пика своего обнищания, и в московских магазинах исчезли абсолютно все товары. Я привёз в Америку несколько свежих анекдотов про пустые прилавки магазинов, вроде этого: «Заходит в магазин покупатель и спрашивает: «У вас мяса нет?» И в ответ слышит: «У нас рыбы нет, а мяса нет вон в том отделе». Американцы с их умопомрачительным для советского человека товарным изобилием меня не понимали и не смеялись – контраст был запредельно велик.

В течение месяца я с раннего утра и до позднего вечера, а иногда и ночью бродил по улицам Нью-Йорка и исходил вдоль и поперёк весь Манхэттен. На меня сильное впечатление производила не только архитектура города, но и жизнь в нём. Здесь в свою очередь уже мне было не смешно и тоже из-за весьма разительного контраста архитектуры и жизни в Нью-Йорке и Москве. И всё же, несмотря на отображённое на панорамных фото видимое нагромождение небоскрёбов Нью-Йорка, «Большое яблоко» изнутри оказалось не настолько плотным и современным, как я себе это представлял.

С Римом, точнее, с моим представлением о Риме оказалось так же.

Времена сильно изменились с тех пор. Контрасты почти исчезли. Ездить «за бугор» для российского человека стало делом обыденным настолько, что повсюду на улицах европейских городов слышна русская речь.

Две недели в Риме – это самое минимальное время для того, чтобы пешком исходить все улицы исторической части города, включая музеи. Что мы с Таней и сделали. Это было феерическое зрелище двухнедельной продолжительности.

Схема нашего «percorso» - пройденного пешеходного пути по городу Риму.

1. Плотность городской застройки

Город как мегаполис должен быть упакован плотно. Плостность - это один из тех значимых факторов, делающий город городом. Если не путать плотность с теснотой, то можно устранить негативный оттенок в значении этого слова. Более того, если правильно выстроить оптимальную плотность застройки, то тесноты не возникнет. В древнейшей имперской столице Риме я ожидал увидеть квинтэссенцию плотности городской застройки.

Вход на узкую улочку Ambrogio в Римском гетто со стороны Via del Portico D'Ottavia.

Vicolo delle Capelle

Vicolo della Guardiola упирается в т-образный перекрёсток с Via del Collegio Capranica

Сеть улиц (via) и переулков (vicolo) старого Рима нарезана под разными углами, отчего встречаются кварталы, в которых угловые дома заострённые. Дома с острыми углами ставили домовладельцы, которые стремились застроить принадлежащий им участок по-максимуму.

Заострённый угол на пересечении Via della Scrofa и Vicolo della Campana.

Встречается мелкая нарезка улиц с мизерными кварталами размером в один или несколько небольших домов. Уличная сеть разрежена большим количеством разнообразно расширяющих улицу пространств, именуемых площадями (piazza).

Треугольное расширение Via Panisperna стягивается в узкий проход к Римскому Форуму между почти
глухой стеной церкви Santi Domenico e Sisto (слева) и дворца Aldobrandini (справа).

Выход на Piazza del Fico по Vicolo degli Osti.

Ожидаемой полноценной плотности застройки Рима я не нашёл даже в его исторической части. При этом ощущалась некоторая теснота в городе. Городская теснота подвигла Рим к компактности. Транспортные средства минимизированы в размерах – на улицах много смарт-автомобилей, огромное количество мотоциклов, мотороллеров, скутеров, скутеретт и мопедов.

Парковка мопедов, мотоциклов, мопедов, скутеров и т.п. на площади Сан-Бернардо.
Слева Церковь Санта Мария делла Витториа. Здесь находится вершина искусства барокко - скульптура Джованни
Бернини «Экстаз святой Терезы». Справа Фонтан дель Аква Феличе - творение архитектора Доменико Фонтана.
На этой же площади слева за кадром Церковь Санта-Сусанна - одна из родоначальниц барокко. Справа за кадром
круглая церковь Сан-Бернардо-алле-Терме - бывший Sphaeristerium (зал для игры в мяч) в термах Диоклетиана.

На римских улицах заметен уменьшенный масштаб различного технического, экспозиционного и информационного городского дизайна. К примеру, вместо павильонов остановок городского транспорта на тротуарах стоят столбы с маршрутной информацией. Даже автозаправочные станции компактно размещены на тротуарах улиц.

Автозаправка (stazione di servizio) на тратуаре улицы Merulana близ церкви Санта-Мария-Маджоре.

Рим является городом, в котором проявились многие противоречия, связанные с производством, функционированием и использованием городских пространств. Здесь есть над чем размышлять и откуда черпать концепты и идеи на предмет методологии реконструкции исторических городов и проектирования новых.

Vicolo del Polverone от Via Giulia.
Вдали виднеется Палаццо Спада со знаменитой Перспективной Галереей архитектора Франческо Борромини.
В этой галерее Борромини посредством оптических приёмов удлинил узкое восьмиметровое пространство
в пять раз, демонстрируя иллюзорность земных форм и относительность зрительного восприятия.
Рядом с оживлённой туристической тропой с толпами туристов улочка абсолютно пуста и уныла.
Таких улочек в Риме много. Они таят в себе некое качество урбанистского пространства, создающее
особую атмосферу. Такие вещи нуждаются в архитектурном и дизайнерском переосмыслении.

Плотность городской застройки проявилась в разнообразном использовании склонов тех самых семи римских холмов - крутые подъёмы улиц, всевозможные лестницы, подпорные стены, сооружения различного назначения.

Via Genova упирается в подпорную стену Виминальского холма, на котором расположено Министерство
Внутренних дел Италии в бывшем Виминальском дворце.
Так однажды, идя по Via Urbana, мы упёрлись в одну из таких стен, не обозначенную на карте.
Чтобы подняться наверх и продолжить путь по прямой, переходящей в Via Massimo D'Azeglio,
нам пришлось обойти квартал.

Подпорная стена посредине улицы делит её на две улицы - Via Frangipane (слева) и Via Vittorio da Feltre (справа).

А здесь улица в узкой лощине между склонами уступов Оппийского отрога Эсквилинского холма разделена
на три улицы. Две улицы Via del Fagutale и Via Vittorio da Feltre идут сверху по краю подпорных стен
и нависают над третьей между ними Via degli Annibaldi.

Лестница великого мастера Микеланджело поднимается на Капитолийский холм.

Палаццо Барберини с Национальной галереей античного искусства. Галерея изобилует шедеврами
«неантичного» искусства. В ней висят картины Рафаэля, Тициана, Караваджо, Гольбейна, Рубенса
и многих других, а также предметы декоративно-прикладного искусства, мебели и прочего.
Под дворцом начинается лестница, ведущая к внутреннему саду на вершине Квиринальского холма.

В старину города строили преимущественно на вершинах холмов и скал в целях защиты от врагов. Сейчас крутые склоны холмов город не спасают. Исторические города, разрастаясь вширь, поглотили рельефы, также как и всю естественную природу - выкорчеванные леса, замурованные в трубы речки, закатанные в асфальт лужайки и т.д. Современные города проще и целесообразнее строить на плоском однородном рельефе. Склоны холмов и вообще перепады высот для больших современных городов создают проблему. Большие наклонные плоскости в городах создаются искусственно в основном для таких сооружений, как театры и стадионы. В архитектурном и градостроительном искусстве особое качество наклонных плоскостей продолжает оставаться без должного к ним внимания.

Лестница Тринита-деи-Монти спускается с холма Пинчо к Испанской площади.
По имени площади к лестнице прижилось популярное название «Испанская лестница».
Фонтан Баркачча (Fontana della Barcaccia) скульптора Пьетро Бернини. Образ полузатопленной лодки,
севшей на мель в дни памятного наводнения 1598 года.
Фонтан снабжается водой из античного акведука Аква Вирго, построенного за 19 лет до начала нашей эры.

Если внимательно присмотреться к тому, как Испанская лестница в Риме используется людьми, то она в большей степени играет роль наклонённой публичной площади с мелкоступенчатым изменением уровня. С холма Пинчо есть ещё один монументальный спуск, ведущий к Пьяцца дель Пополо, но он уступает по притягятельности Испанской лестнице, осаждаемой толпами туристов. Таков феномен больших наклонных плоскостей в крупном историческом городе.

Воду, льющуюся из многочисленных уличных колонок, можно пить.

Аква Вирго (Вода Девы) был одним из одиннадцати акведуков, заливавших в избытке Древний Рим пресной питьевой водой. В миллионном античном городе каждый житель получал почти тысячу литров воды в сутки. Три полностью сохранившихся античных акведука Аква Трояна, Аква Вирго и Аква Марена оживляют множество разнообразных городских фонтанов и снабжают Рим водой, пригодной для питья.

Фонтан черепах (Fontane delle Tartarughe) на площади Маттеи сооружён в 80-е годы 16 века.
Авторы: скульптор Таддео Ландини, архитектор Джакомо делла Порта.

Река Тибр у моста Умберто I. Вдали виднеется мост Святого Ангела.
Несмотря на то, что к реке можно легко спуститься, и берег Тибра достаточно просторный для прогулок,
он абсолютно безлюдный. Толпы туристов ходят поверх подпорных стен, укрепляющих спуски к реке.
Приятно и полезно окунуть уставшие ноги в холодные воды Тибра.

2. Столица Древнего Рима

Древнеримский форум меня разочаровал. Разбросанные по огромной территории каменные обломки зданий и сооружений демонстрируют беспомощность современного мира, не знающего, что со всем этим наследием нужно делать. Итальянцы усердно делают вид, что почтительно относятся к своим корням и сохраняют порушенную временем и поколениями варваров великую культуру некогда великой империи.

На самом деле здесь грандиозная, монументальная, масштабная демонстрация нетленного напоминания: «Memento mori!» В Древнем Риме это напоминание озвучивал во время триумфального шествия раб, стоящий за спиной римского полководца, возвращающегося с победой. Для чего это делалось? Чтобы не слишком увлекаться купанием в лучах славы. Чтобы помнить о погибших и не забывать, какой ценой далась победа. Если бы императоры Древнего Рима увидели современные обломки своей империи, они с усиленным скептицизмом относились бы к своим триумфам.

Что на самом деле здесь сохраняется? Археологическая подлинность камня и каменной кладки? Фрагменты лепнины, архитектурного декора, очертаний римских обломов? Размеры сооружений и площади территорий римских форумов? Натурализованное в руинах поверженное имперское величие и гордость? Растерзанные обрывки славы, напоминающие гостям столицы о солидных исторических корнях государства и о том вкладе, какой внесла итальянская нация в развитие мировой культуры и цивилизации?

Гиганский пустырь с каменными останками римских форумов напоминает усеянное телами поле после битвы, которое покинула жизнь.

Мировому сообществу нужно дозреть до правильного понимания развития симбиоза «социум-город» и решить, что здесь ценно, важно и правильно - руины в их естественном виде, либо точно воссозданные копии зданий и сооружений, либо трансформация объектов посредством синтеза исторического памятника с современными реалиями бытия, либо оптимальные соотношения всего этого.

Temple of Minerva на Форуме Нервы-Le colonnacce

А как, к примеру, отнестись к древнеримской скульптуре, находящейся в том же плачевном состоянии, что и архитектура? Никому не приходит в голову идея восстанавливать утраченные части скульптуры. В том-то всё и дело, что к руинированной архитектуре отнеслись как к скульптуре. Такое скульптурное отношение в архитектуре зачастую применяется также и к современным постройкам.

Упор в сохранении древностей в теле современного города делается на материал. Материально сохранился в основном камень, естественное сопротивление воздействию окружающей среды которого, отдано во власть стихии.

Отверстия в стене Porticus Absidata на Форуме Нервы выклевали явно не голуби, чтобы прятаться в них от дождя.

Если руины рассматривать в качестве урбанистских декораций, семантических мест, объектов архитектуры и дизайна и тому подобных, создающих особую атмоферу и усиливающих значимость городской среды, то и тогда необходимо максимально приближать их к городской жизни. Городом нужно активно пользоваться, а не потреблять его пассивно в качестве туриста, покупающего возможность осматривать останки древностей.

Деревянный настил в Колизее, показывающий, каким был уровень его арены, - неплохой пример того,
как можно пытаться внедрять руины в современный городской обиход.

Церковь Сан-Сильвестро-ин-Капите. «Капите» - это «голова» (по латыни «caput»). Здесь хранится
христианская реликвия - часть головы Иоанна Крестителя.
Стены некоторых храмов и зданий Рима усыпаны вмурованными кусочками античных и раннехристианских
построек, на которых сохранились фрагменты орнаментов, ордерных элементов, текстов, рельефов, частей
скульптуры и прочих. Так прошлое настойчиво и неистребимо проступает сквозь настоящее, придавая ему
историческую весомость. При этом новое и старое не размежёваны друг от друга, как в Римском Форуме,
а буквально сращены и впаяны друг в друга.

Древность и современность в Риме сожительствуют друг с другом в самых разнообразных формах, начиная с падения Западной Римской империи, когда кардинально изменился образ городской жизни. Средневековые горожане, осуществлявшие урбанистский палимпсест на древнеримских руинах, создали своеобразный социокультурный феномен, который почему-то остался без должного внимания. Этот стихийный и естественный, как сама жизнь, средневековый опыт застройки древнеримских руин не изучен, не исследован, не востребован и почти забыт. То же самое произошло с ренессансным и барочным опытом отношения к древнеримским руинам, но это отдельный серьёзный разговор.

Национальный памятник Витторио Эмануэле II - первому королю объединённой Италии.
При строительстве памятника на северном склоне Капитолийского холма были снесены под чистую
римские руины и средневековые сооружения. Пример того, как новое и старое причудливо трактованы
в памятнике, вставленном в архитектурный массив исторического города. Он резко контрастирует
с примыкающими к нему римскими руинами, и в то же время контраста явно недостаточно.
По стилистике памятник мало отличается от тех сооружений, которые погибли под ним, и в тоже время
его образ вызывает противоречивые чувства и нелестные отзывы типа: свадебный торт,
вставная челюсть, пишущая машинка и прочие.

3. Столица христианского мира

В воскресенье мы простояли мессу Novus Ordo Missae в 150-тысячной толпе на площади Святого Петра в Ватикане.
На мессе читалась воскресная проповедь Папы Римского Франциска.

Статуя Папы Римского Иоанна Павла II в Риме перед центральным железнодорожным вокзалом Термини.
Скульптор Оливьеро Риналди создал вызывающий и противоречивый образ папы. Раскинутые полы плаща,
которым папа якобы укрывает ребёнка от дождя, демонстрируют расколотое и опустошенное тело папы.
Скульптуру сравнивают с караульной будкой, на крыше которой торчит голова понтифика, чей слегка
преувеличенный размер привёл её к сходству с головой фашиста Муссолини.

В церкви Сант-Иньяцио стоит макет проекта вселенской церкви, вокруг которого ведут хоровод все храмы мира всех времён, народов и религий. Мастер Винченцо Пандольфи вложил в этот проект идею «Ut Unum Sint» («Да будут все едино»). Так Христос призывал к единству всех Своих учеников. Эти слова Христа озвучил Святейший Отец Иоанн Павел II в своей энциклике (вселенском послании) в предверии третьего тысячелетия и юбилея воплощения Сына Божьего, ставшего человеком ради спасения человека. Принципы католического экуменизма лежат в основе понтификата выдающегося человека - папы Иоанна Павла II.

Макет вселенской церкви Христа в церкви Сант-Иньяцио - идея объединения всех религий мира.
На фото слева можно заметить московский собор Василия Блаженного.

В Риме очень много храмов. В дореволюционном «Третьем Риме» - в городе Москве тоже было немало храмов численностью в «сорок сороков». Московские храмы структурировали тело города и городскую жизнь. Советская власть необратимо порушила Москву идеологически, построив внутри него свою. Сейчас в Москве другие времена. Древний Рим пострадал так же по-крупному, но физически, когда он подвегся, к примеру, окупации вандалов в июне 455 года. Впечатление от последствий этой окупации отражено в термине «вандализм», означающим бессмысленное уничтожение культурных ценностей. Справедливости ради надо сказать, что Москву во все времена разрушали со смыслом.

Средневековый христианский Рим в течение длительного периода стирал с себя следы языческой античности. Именно поэтому античное наследие имеет вид огромной пустоши, усеянной каменными останками. Эпоха Возрождения слишком поздно реанимировала античность, и всё же реанимировала. И здесь надо отдать должное возрожденческому христианству, впустившему внутрь себя языческую культуру. Статуи христианских святых стоять вперемежку со скульптурами мифологических богов. В эпоху барроко римский папа Сикст V, расставив по всему городу языческие древнеегипетские обелиски для структурирования христианской столицы, продолжил эту традицию.

Обелиск Фламиниo - самый первый обелиск, доставленный из завоёванного Египта императором Августом.
До этого с 13 века до н.э. он стоял перед входом в Храм Солнца в городе Гелиополь. В 1589 году архитектор
Доменико Фонтана поставил обелиск на Piazza del Popolo. Папа Сикст V считал северные ворота Рима
стратегически важными, связывающими Рим с остальным миром. Одной из створок ворот этих является
церковь Santa Maria del Popolo - одна из семи обязательных для посещения паломниками церквей в Риме.

«Западная церковь получила предание античной культуры через Рим. Культ церковный насыщен культурой, и от него и вокруг него творилась и новая культура старой Европы. Европейская культура есть прежде всего и более всего культура латинская и католическая. В ней есть неразрывная связь с античностью». (Николай Бердяев. «Философия неравенства»)

Пять дощечек из оливкового дерева - части «Ясель Христовых»
в качестве реликвии хранятся в церкви Санта-Мария-Маджоре

Собор святого Петра Левая ближняя к алтарю опора купола.
Слева на опоре - статуя Святой Юлианы Фальконьери - основательницы в 1304 году во Флоренции женского
монашеского ордена сервиток - служанок Марии. Справа - статуя святой Вероники. Вероника подала Христу
свой льняной платок, чтобы Христос вытер с лица кровь и пот. На платке запечатлелся Лик Христа,
так называемый «Спас Нерукотворный». «Плат Вероники» в качестве реликвии хранится в соборе.

4. Живопись и скульптура

Произведения искусства и культуры, специально созданные для определённых мест, должны находится в этих же самых местах. Следуя этому условию, неплохо было бы вернуть на свои первоначальные места, например, все 13 обелисков Рима. Или, например, вернуть «Троицу» Андрея Рублёва из зала древнерусской живописи Третьяковской галереи на исконное место в местном чине иконостаса Троицкого собора в Троице-Сергиевой лавре. Или «Сикстинскую мадонну» Рафаэля из галереи старых мастеров в Дрездене на алтарь церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце.

Существуют шедевры, которые невозможно украсть, продать или просто передвинуть из первоначального места. Если на базе вывезенных ценностей Древнего Египта были сформированы залы многих музеев мира, даже христианского Ватикана, то с египетскими пирамидами такое случиться не могло. Наскальные рисунки пришлось бы вывозить вместе с горой. Сюда же относится фресковая живопись. Вандалы, правда, не останавливаются перед тем, чтобы отпиливать и откалывать фрагменты шедевров и красть по кускам.

В Риме многие шедевры, которые мы привыкли видеть в музеях, повсеместно обнаруживаются на своих местах, изначально для них предназначавшихся. Прогуливаясь по Риму без всякого предварительного изучения достопримечательностей, мы случайно в самых неожиданных местах натыкались на мировые шедевры архитектуры, живописи и скульптуры. Понятно, что с такими шедеврами как «Афинская школа» Рафаэля или «Пьета» Микеланджело случайностей быть не могло. Зачастую же, зайдя во встретившийся на пути храм, было большим откровением обнаружить там «Экстаз святой Терезы» Бернини, «Христа, несущего крест» и «Моисея» Микельанджело, картины и фрески Тинторетто, Рафаэля, Караваджо, Филиппино Липпи, Лоренцо Лотто, Беноццо Гоццоли и других.

Базилика Санта Мария Маджоре. Конха абсиды. Мозаика Якопо Торрити 1295 г. с фрагментами
первоначальной мозаики 5 века «Коронование Марии с ангелами и святыми, папой Николаем IV
и кардиналом Колонна». Христос принимает воскресшую душу Марии на небесах. Он сидит
на троне рядом с Марией и осеняет Богоматерь венцом.

Церковь Святого Игнатия на месте бывшего иезуитского колледжа, основанного Игнатием Лойолой.
Фресковая роспись «Триумф святого Игнатия Лойолы» на потолке церкви.
Художник и математик Андреа Поццо создал в 1690 году на плоском потолке церкви иллюзию объёмного купола.
Если встать на специально обозначенную гранитную отметку на полу, то можно получить наиболее полную
иллюзию объёмности купола.

Могила великого художника Рафаэля Санти в Римском Пантеоне.
Надпись на могиле: «Здесь покоится Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной.
А после его смерти она боялась умереть».

Церковь Санта Мария сопра Минерва. В этой церкви состоялся суд над Галилеем, где он якобы произнёс
свою знаменитую фразу «А все-таки она вертится!».
Скульптура Микеланджело «Христос, несущий крест».
Обнажённость тела Христа оказалась невыносимой для священников. Они велели закрыть интимную часть тела
бронзовой повязкой. Пошлость этой повязки невыносима для людей, обаладающих мало-мальским вкусом.
Венецианский живописец Себастьяно дель Пьомбо оценил совершенство скульптурного изваяния тела Христа:
«Колени этой статуи стоят больше, чем весь Рим»

Церковь Санта Мария сопра Минерва. Семейная капелла Карафа.
Фреска Филиппино Липпи. «Благовещение».

Церковь Санта Мария дeлла Витториа знаменита скульптурой Бернини «Экстаз святой Терезы».
На фото: потолочная фреска 1675 года «Дева Мария побеждает ересь»

В Сикстинской капелле запрещено фотографировать. За нарушение запрета могут заставить съесть фотоаппарат.
Это шутка, отражающая рьяность блюстителей порядка, рыскающих в толпе посетителей в поисках нарушителей
и уводящих их для оформления наказания. Таня, серьёзно относящаяся к запретам, никогда не нарушая их
в принципе, под впечатлением от живописи Микеланджело забылась и принялась с некоторой отрешённостью
открыто фотографировать живопись потолка. К счастью её никто не заметил. Я же вполне осознанно и тайком
сфотографировал картину Перуджино «Передача ключей Святому Петру». Мои ученики меня поймут.

Церковь Сан Луиджи деи Франчези. В капелле Контарелли вывешены работы Караваджо, посвящённые жизни
апостола Матфея. На фото слева: «Призвание апостола Матфея», справа: «Святой Матфей и ангел».

5. Фасады

Типичная пластика фасадов в жилых кварталах в Риме - окна с решечатыми ставнями.

Палаццо Одескальки - дворец знатного итальянского рода, давшего Риму папу Иннокентия XI
и несколько кардиналов.

Галерея Чиарра (Galleria Sciarra). Архитектор Джулио Де Анджелис построил галерею в конце 1880-х годов
по заказу принца Маффео Чиарра. Стены расписал Джузеппе Челлини на сюжет похвалы женской добродетели.

Угол пересечения Via Cavour и Via Torino.
Рустовка фасада здания - распространённый приём римской архитектуры.
Разные виды рустики: муфтированный руст, клинчатый руст, фацетированный руст.

Дворец Маршалов (Palazzo dei Marescialli) на Piazza dell Indipendenza.
В раскрепованных фронтонах окон второго этажа вставлены маскароны в образе солдат фашистской Италии.
Над окнами первого этажа барельефы с имперскими орлами.

Дворец Правосудия. Архитектор Гульельмо Кальдерини стремился создать роскошное здание путём смешения
в нём Ренессанса и романского стиля. В народе его прозвали «Палаццаччо» - «уродливый дворец».

Эпископальная церковь святого Павла в стенах в стиле неоготики - первая некатолическая церковь в Риме
построена по проекту английского архитектора периода викторианской эпохи Джорджа Эдмунда Стрита.
Кредо архитектора: «Избегать простоты в любом случае - в материале, в проекте или в строительстве».

Отель Атлантико. При современной реставрации здания, построенного в 1912 году, были полностью
сохранены особенности стиля Арт-деко.

Палаццо Оссоли. В арочной нише стены размещается Фонтан Груди (Fontana delle Mammelle) в виде женской
фигуры. Скрещенными на груди руками она выдавливает из сосков тонкие струи воды. Первоначальную
скульптуру уничтожили из этических соображений в 1700 году. Нынешняя скульптура для фонтана была
изготовлена по сохранившемуся с тех времён рисунку архитектора Франческо Борромини.

Боковой фасад церкви Оратории делла Сантиссимо Сакраменто, выходящий на Via del Tritone.
Спроектировал церковь архитектор и композитор Карло Райнальди. Он был одним из тех, архитекторов,
кто сформировал барочный Рим.

Базилика Санта Мария Маджоре. Одна из четырёх главных базилик Рима.
Фасад с портиком и лоджией построил в 1740-х годах Фердинандо Фуга. Фасад базилики зажат между двуми
палаццо 17-18 веков. Сверху они объединены баллюстрадой. Широкие ступени лестницы ведут к портику
с широким архитравом, над которым возвышается лоджия с арками.

Piazza Colonna. Зажатая между зданиями Chiesa dei Santi Bartolomeo e Alessandro dei Bergamaschi,
справа Palazzo Wedekind

Фрагмент фасада здания на Piazza di Montecitorio.

Церковь святого Карла у четырёх фонтанов (San Carlo alle Quattro Fontane). Криволинейность плоскости
фасада этого здания стала олицетворять архитектуру барокко. Архитектор Франческо Борромини.

Церковь Сант Аньезе ин Агоне на площади Навона. В этой церкви хранится голова святой Агнессы Римской.
Фасад спроектировал самый экстравагантный мастер барокко архитектор Франческо Борромини.

Palazzo dell'INAIL, архитектор Франческо Адзурри, 1886 год

Угол персечения Via Vittorio Veneto и Via di San Basilio на площади Барберини. Под этим зданием находится
Фонтан Пчёл работы архитектора и скульптора эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини.

Palazzo Boncompagni Cerasi. Фасад украшен картушами и декоративными элементами.

Страница находится в режиме наполнения и редактирования.

Продолжение следует ...

Тимофеич