создание эвристического города - преподавательская деятельность - проектирование жилого дома - метафизические изыскания

ТИМОФЕИЧ timofeyich.ru

Эти и другие разделы будут постепенно наполняться содержанием и снабжаться перекрестными ссылками.

Конкурс проектирования жилого дома Синкентику-2009

Тема: Жилище – из нашего прожитого века кино
Куратор конкурса японский архитектор Джун Аоки

Проблематику, которую поднял в этом конкурсе Аоки, я опишу позже. А пока хочу отметить поощрительную премию, присужденную трем питерским архитекторам Георгию Снежкину, Сергею Аксенову и Илье Спиридонову, за их «невидимый дом».

Невидимый дом питерских архитекторов. Поощрительная премия конкурса Синкентику-2009

Невидимый дом питерских архитекторов. Поощрительная премия конкурса Синкентику-2009

Кстати, эти же замечательные парни в этом же 2009 году взяли специальный приз в другом японском концептуальном конкурсе Сentral Glass International Architectural Design Competiton на тему «A Community Gathering Space».

Аоки поясняет, почему проект «невидимый дом» питерских архитекторов показался ему интересным: «Кино привносит невозможное в реалии возможного, используя широкий спектр ассоциаций, чтобы дать произойти невообразимым ситуациям. То же самое относится к литературе, но в отличие от нее, кино исполняет этот трюк в визуальной сфере. В этом проекте представлен «невидимый дом», который опирается на нереальные визуальные эффекты кино. Авторы обращаются к прошлому, чтобы сконструировать эти ситуации в физическом мире, представляя мнение, важное в сегодняшней архитектуре».

Действительно, идея проекта кинематографична. Покадровый ряд картинок демонстрирует пустоту дома, огороженную то ли стеклом, то ли некоей силой, способной лепить и удерживать архитектурные пространства. Эта идея, перекликается с темой конкурса Синкентику 2002 года: «Жильё, где музам служит/внимает пустота». Важность идеи проекта для сегодняшней архитектуры мне видится в том, что проект иллюстрирует выражение римского поэта Горация: «Naturam expellas furka, tarnen usque recurret» (Гони природу в дверь, она влетит в окно).

Урбанизация человеческого жилища настолько бетонизирует человеческую жизнь, что живой природе снаружи и внутри человека остается все меньше места. Единственным местом, где природа еще стучится в дом, осталось окно, но и оно занавешивается и зарешечивается, а вид из окна все более загораживается уплотнением городской застройки. Дом в проекте представлен сплошным метафорическим окном, показывающим, куда надо двигать и расширять дом, чтобы приблизиться к природе, двинуться ей навстречу, а не бежать от нее в каменные джунгли.

Эфемерность и дематериализованность стен с одной стороны защищает дом «от невзгод и непогод», с другой - вплотную приближает дом к природе. Понятно, что это не реальный дом, а его идея, метафора, намек. Метафора дома-окна направляет наш взор на реальные окна наших домов, где еще остался маленький кусочек природы, которую мы отвыкаем замечать, заключая и замыкая свою жизнь в глухие стены. Наступит время, когда понятие «построить дом» будет означать для нас не «возведение стен», а «лепка окон». Не стекол в рамах, а именно окон.

Продолжение следует ...

Тимофеич